На главную
страницу

Юрий Каморный
(08.08.1944-27.11.1981)

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Юрий Юрьевич КАМОРНЫЙ

Юрий Каморный
Заслуженный артист РСФСР (1980).
Юрий Каморный родился 8 августа 1944 года в г. Алапаевске Свердловской области. После окончания средней школы в 1962 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Первым его заметил режиссер Юлиан Панич, который в 1965 году пригласил молодого актёра на главную роль в картину "Проводы белых ночей". Каморный играл журналиста Валерия, в меру циничного, в меру совестливого плейбоя. К сожалению, этой картине выпала трудная судьба: из-за отъезда на Запад режиссёра её положили на полку и показали лишь два десятилетия спустя. Поэтому фильм практически мало кто видел, и дебют Камерного в кино оказался скомкан. Но вскоре актёру вновь улыбнулась удача. В 1966 году режиссёр Михаил Богин пригласил его на одну из центральных ролей в советско-польскую картину "Зося". В прокате фильм имел большой успех у зрителей, а исполнительница главной роли польская актриса Пола Ракса (это она играла Марусю в "Четырёх танкистах..."), по опросу читателей журнала "Советский экран", будет названа лучшей иностранной актрисой 1967 года.
Кстати, досужая молва приписывает Каморному роль соблазнителя этой польской красавицы. Мол, во время съёмок картины у них случился пылкий роман, который едва не закончился браком. Эта легенда кажется вполне правдоподобной, так как актер действительно имел огромный успех у женщин и не случайно приобрёл в артистических кругах славу первого любовника.
Закончив институт в 1967 году, Каморный попал в труппу Ленинградского ТЮЗа имени Брянцева, которым руководил его преподаватель по ЛГИТМиКу 3. Корогодский. К Юрию он относился с большой симпатией, многие даже считали Каморного его любимчиком. Правда это или нет, судить трудно, но одно несомненно: на то, что Каморный активно совмещает игру в театре со съёмками в кино, Корогодский смотрел сквозь пальцы. А снимался он тогда весьма активно. Вот неполный список его картин: "Освобождение" (1968-1971), "Карантин" (1969), "Кремлёвские куранты" (1970). В те же годы он женился на молодой актрисе Ирине Петровской. В 1967 году у них родилась дочь Полина.
В 70-е годы творческая судьба Каморного складывалась гораздо успешнее в театре, чем в кино. На театральной сцене ему посчастливилось играть самые разные роли в таких спектаклях, как "Хозяин", "Наш цирк", "Глоток свободы". Лучшей же его ролью в ТЮЗе станет Ризположенский в спектакле "Свои люди - сочтёмся".
В кино же ролей масштабных, достойных его таланта у него практически не было. В основном режиссёры приглашали его играть красивых и удачливых молодых людей, этаких суперменов и покорителей женских сердец. Юрий КаморныйВот несколько картин, в которых он тогда снялся: "Рудобельская республика", "Люди на Ниле" (оба - 1972), "Дверь без замка", "Будни уголовного розыска", телефильм "Быть человеком" (все - 1973), "Стрелы Робин Гуда" (1976).
В начале 70-х распался первый брак артиста, и он какое-то время жил один в тесной гримуборной ТЮЗа (квартиру на Суворовском, как и положено настоящему мужчине, он оставил бывшей жене и дочери). В 1972 году в его жизнь вошла новая женщина - студентка юридического факультета ЛГУ, с которой он познакомился на съёмках фильма "Дверь без замка". Эта женщина, судя по всему, оказывала на Каморного благотворное влияние - после знакомства с ней актер впервые всерьёз задумался о собственном здоровье, перестал пить (до этого он уже перенёс две полостные операции: у него было ущемление грыжи и спаечная болезнь). Она устроилась администратором на "Ленфильм" и в течение нескольких лет сопровождала Юрия во всех его киноэкспедициях.
Несмотря на то что кинематограф не раскрывал полностью его возможностей, Каморный всё-таки выбрал его, а не театр - в 1976 году он ушёл из ТЮЗа. К тому времени у него уже была дача в Соснове, собственный катер (его он купил у режиссера БДТ Г. Товстоногова), богатая коллекция холодного оружия. Собирать её он начал ещё в пору своего студенчества (он тогда даже подрабатывал в милиции оружейным мастером), и к описываемому периоду она насчитывала порядка трёх десятков единиц, среди которых были и довольно редкие экземпляры. Как и положено супермену, актер прекрасно владел этим оружием и мог запросто метким броском пронзить ножом цель, находящуюся в нескольких метрах от него.
Уйдя из театра, Каморный устроился в штат Театра-студии киноактера при "Ленфильме" и вскоре получил новую жилплощадь: ему дали 12-метровую комнату в коммуналке в доме на улице Салтыкова-Щедрина. Рядом располагался знаменитый в те годы пивной бар "Прибой", и Юрий стал его завсегдатаем. Пивная тусовка любила Каморного за его веселый нрав и сочные байки из киношной жизни. Даже местная милиция почти вся ходила у него в друзьях.
Тем временем, несмотря на свои периодические загулы, Каморный продолжал весьма активно сниматься, и почти ежегодно на экраны страны выходили фильмы с его участием: "Птицы наших надежд" (1977), "Посейдон" спешит на помощь" (1978), "Голубые молнии", телефильм "Звон уходящего лета" Юрий Каморный(оба - 1979).
К началу 80-х годов как творческая, так и личная жизнь Каморного складывалась вполне благополучно. Во всяком случае, внешне всё выглядело именно так. В 1980 году он наконец получил звание заслуженного артиста РСФСР. Несмотря на то что близкие отношения со студенткой ЛГУ прекратились в 1979 году, она продолжала поддерживать с ним деловые отношения и вела его финансовые дела. Мытарства в коммуналке подходили к концу: ему твердо обещали выделить отдельную квартиру (ордер на неё появится 15 ноября 1981 года). Количество режиссёров, желающих снимать его, не переводилось. В 1980-81 годах он снялся сразу в двух главных ролях: в художественном фильме "Правда лейтенанта Климова" и телефильме "Игра без козырей". Роли были прекрасные: в первом он сыграл морского офицера, во втором - главаря банды. Последняя роль ему особенно удалась: в ней он выглядел настоящим суперменом со всем набором необходимых атрибутов: владение карате, везение в картах, любовь женщин и т. д.
Именно во время работы в последней картине (съёмки проходили в Литве) Каморный познакомился с молодой гримёршей местной киностудии и привёз её к себе в Ленинград. В последний день его жизни именно она была с ним в квартире в доме на улице Салтыкова-Щедрина, и именно она стала главным участником разыгравшейся трагедии.
В полдень 27 ноября 1981 года соседи Каморного по коммунальной квартире внезапно услышали истошные женские крики, доносившиеся из его комнаты. Когда же они распахнули дверь и заглянули внутрь, то увидели жуткую картину: девушка, обхватив голову руками, сидела в углу, а их сосед стоял на тахте и держал в обеих руках по кинжалу. Его лицо было обезображено страшной гримасой, губы шептали какие-то дикие слова: "...они убьют тебя... ты не должна выходить... лучше я убью тебя сам..." Решив, что актёр впал в белую горячку, соседи тут же вызвали по телефону врача-нарколога. Тот, в свою очередь, прихватил с собой и нескольких милиционеров из Дзержинского РОВДа. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалами, никого к себе не подпускал. Сегодня уже невозможно определить точно, какую реальную опасность он тогда представлял и можно ли было нейтрализовать его без применения огнестрельного оружия, но милиционеры решили не рисковать и оружие применили. Причём сначала, как и положено, сделали два предупредительных выстрела вверх. Одна из пуль срикошетила и попала девушке в руку. Она истошно закричала, и это, наверное, вывело милиционеров из себя. Третий выстрел они сделали по актёру. Правда, метили по ногам, а попали в бедренную артерию. Из раны фонтаном хлынула кровь. Буквально через несколько секунд Каморный скончался.
Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя. Не нашли у него и никаких изменений в мозгу. Тогда что же произошло с актёром в тот день? Об этом теперь можно только догадываться. То ли действительно внезапно аукнулась в нем прошлая загульная жизнь, то ли рассудок на некоторое время помутился по какой-то неведомой причине. Тайна сия покрыта мраком.
Как это ни странно, но гибель Каморного прошла практически незамеченной ленинградцами, а в Москве многие и вовсе не знали, что в городе на Неве погиб известный актёр. Отчасти виноваты в этом были власти, которые запретили публиковать в печати некрологи. В морг Боткинской больницы, где лежало тело артиста, проститься с ним пришли всего лишь несколько человек. Среди них была и мать актёра, которая затем увезла тело сына на родину - в Старую Руссу. Там его и похоронили. Говорят, что сегодня эту могилу найти очень трудно из-за её неухоженности: нет на ней ни плиты, ни креста.


Ольга МОЗГОВАЯ. Любовь и смерть Юрия Каморного. Газета "Вечерняя Москва",№237 (24035) от 16 декабря 2004 года

!
Задержимся на цифре 37 – коварен Бог! Ребром вопрос поставил: или – или…" Помните, у Высоцкого? И мы недавно в нашей рубрике пообещали вернуться к этой роковой цифре. Особенно для нас, русских, роковой. Ему было всего тридцать семь, когда нелепая случайность, трагическая случайность, кошмарная, убийственная случайность поставила свинцовую точку в его судьбе. Это не для красоты слога написано: он умер от пули, его убили, застрелили. Или все-таки не cлучайность? И всё было предопределено заранее?Юрий Каморный в фильме "Призвание"

Советский плейбой
В киноэпопее "Освобождение" он сыграл танкиста, командира машины боевой. И сам такой, вполне боевой мужик: своего не упустит. Да и чужого тоже. Большой, в общем, жизнелюб. И фронтовой донжуан.
Помните этот эпизод: накануне сражения под Прохоровкой у него свиданка. Непосредственно в танке. Там, понимаешь, уже боевой приказ зачитывают, а он всё с девицей… Весь экипаж – без командира, без танка – стоит в строю навытяжку пред грозными очами командарма, а командир только-только "прибывает"! По фильму такую вольность, такое скандальное и вопиющее нарушение воинской дисциплины танкисту"орлу" простили: бой важнее, победа спишет.
И как он дрался в том киношном своем бою! Выпрыгивая из подбитой "тридцатьчетвёрки", врукопашную валил фрицев по-русски, кулаками да ножом! Причём сам ведь всё делал – без всяких дублёров-каскадёров. Для съёмок в "Освобождении»"научился водить танк и через полгода стал настоящим танкистом. А в той самой сцене сражения под Прохоровкой, выпрыгивая из горящего танка, сломал ногу, но в раже, в азарте даже не почувствовал этого, доиграл дубль до конца…
А как ему шла форма! Любая военная, и в особенности морская. А этот его взгляд со "специальным" прищуром. Да что там ходить вокруг да около: ах, красивый был мужик! Не было тогда такого слова-понятия – секс-символ.
Но бабы, пардон, падали штабелями. Такая от него мужская сила исходила.
С самого первого своего фильма "Проводы белых ночей", где сыграл роль этакого циничного журналюгу-плейбоя. Это было в 1965 году. А за три года до этого Юрий Каморный поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
А ещё до этого – искал себя. И перепробовал кучу профессий: был высоковольтником, монтажником, почтальоном. И плавал мотористом на каботажных судах по Баренцеву морю – потому что вырос в Мурманске, а какой мальчишка в Мурманске не мечтает стать моряком?!
…И зачем его понесло в артисты, скажите на милость? Сделался бы бравым капитаном, носил бы фуражку с "крабом", бороздил бы моря-океаны, любил бы женщин, а те – его… И судьба сложилась бы иначе.
Но занесла нелегкая "поболеть" за приятеля, поступавшего в театральный: – С таким лицом – и быть просто "болельшиком"?! – возмутился режиссер ленинградского ТЮЗа, сидевший в приемной комиссии. – Вы должны учиться на моём курсе! Вот так и не стало будущего капитана и просоленного морского волка Юрия Каморного, а стал артист Юрий Юрьевич Каморный.Юрий Каморный
На беду.

Фильмы. Спектакли. Запои
Красавец-актер пошёл нарасхват. Уже через год после первой своей картины Каморный снялся у Михаила Богина в одной из главных ролей в советско-польском фильме "Зося".
Потрясающий успех! А в то же самое время зрители – в особенности же, конечно, зрительницы – ломились в Ленинградский ТЮЗ на спектакли с участием Юрия Каморного.
И в особенности на спектакль "Глоток свободы", где он с блеском сыграл декабриста Бестужева.
А резенценты-критики тоже хвалили и писали о нём в высшей степени комплиментарное.
А уж сколько сразу друзей-дружков-корешей обнаружилось… прямо не счесть. Богема, едри её мать… Но неужели же возможно по-другому?! Когда ты молодой, красивый, и женщины от тебя млеют, и деньги водятся, и успех, и на улице узнают? А когда берёт гитару и хрипловатым своим, жутко "сексуальным" голосом заводит любимую песню – ту самую, которую пел в фильме"Проводы белых ночей" – про то, что "звёзды в ночи светили, ах, как они любили!" – то тут уж просто никто не устоит! Неужели возможно жить иначе, пока молод и красив?! Бери от жизни всё – на том свете не дадут, не нальют… Наливали – на этом.
И здоровья пока хватало. В конце семидесятых почти ежегодно на экраны страны выходят фильмы с его участием: "Птицы наших надежд", "Посейдон" спешит на помощь", "Голубые молнии", телефильм "Звон уходящего лета"...
А между съёмками были загулы и запои. Недалеко от его квартиры – комнаты в коммуналке, точнее, на улице Салтыкова-Щедрина – располагался знаменитый на весь Питер бар "Прибой". Пивная тусовка любила Каморного за нрав весёлый, за сочные байки из киношной жизни, за то, что денег не считал… И звёзды в ночи светили, и – ах, как они любили! Так неужели ж можно было жить как-то иначе, чем так: весело, отпето, рисково, страстно, безудержно?! И здоровья хватало. Пока хватало.

Горячая страсть к холодному оружию
Как вспоминала много лет спустя вторая жена актера Ада Ставиская, свою коллекцию оружия Каморный начал собирать ещё во времена студенческой юности.
Шпаги, сабли, кинжалы, ножи – штук тридцать экземпляров. Был, говорят, и наган – правда, без патронов. Обожал его чистить и собирать-разбирать.
Но больше всего – именно холодное оружие. Сталь клинка завораживала, магнетизировала-гипнотизировала, души не чаял в своей коллекции… И под восторженный визг поклонниц мог с любого расстояния метнуть нож точно в цель! На съёмках же картины "Стрелы Робин Гуда" умение своё отточил виртуозно. Да ещё и из лука научился стрелять блестяще…Юрий Каморный в фильме "Призвание"
Но и опять же: какой мальчишка не любит играться во все эти "игрушки"? Какой мальчик-мужчина спокойно пройдёт мимо оружейной витрины? У кого сердце не застучит на сто ударов сильней, когда рука ощутит прохладную рукоять клинка?! Но в нём-то, в Каморном, всё, говорят, было без меры, без удержу, без края! При том, что обожал оружие, охоты не любил. Стрелять в живое существо казалось немыслимым кощунством. Вообще по жизни был более жалостливый, чем может показаться, учитывая весь его облик "советского супермена". Однажды привёз домой собаку – в сущности, спас псину от смерти.
Дело было на очередных съёмках, для фильма купили шесть ездовых лаек. А когда они "отработали" своё, решили списать – сдать в лечебницу, где ставят медицинские эксперименты на животных.
Одного пса Каморному удалось отбить. Назвали собаку Гаврилой, Гошкой. Он прожил у них четыре года. А потом внезапно заболел – и в одночасье… Тот год, вспоминает Ада Ставиская, был самым чёрным годом в её жизни: летом у неё умер отец, а осенью не стало Юры.

Ах, как они любили!
Ну какая может быть "семейная жизнь" у супермена, плейбоя, донжуана?! Ясно, что никакая.
С первой женой развёлся, с Адой расстался. От первой жены осталась дочь, у Ады детей не было.
"Мы прожили около десяти лет… ребёнок без Юры был мне не нужен, ребёнок с Юрой – другая проблема… К тому же Юра не совсем здоровый человек, и я отдавала себе в этом отчёт… трудное детство, две операции. Потом он пил – и довольно много… Он хотел, чтобы я занималась только его жизнью. Я ездила с Юрой в экспедиции, работала, где могла устроиться: администратором, замдиректора картины. Бесконечные съёмки, города, концерты, гостиницы…" И в конце концов она не выдержала. Да и кто бы смог на её месте? Тут нужна святая. Но даже после того, как они расстались, Ада продолжала оставаться его другом: вытаскивала из передряг, "помогала материально", устраивала в больницы, уламывала киношных начальников… "…Юра был предрасположен к алкоголю, болен этой болезнью, а лечиться не хотел. Хотя у него имелось достаточно силы воли, чтобы сказать: Юрий Каморный"Я не пью с этого дня!" И отодвинуть рюмку. И действительно, месяца три вообще не пить, не брать в рот ни капли. А потом начинался запой… И всё это отражалось на психике…" Здоровье кончилось. Грубо говоря болезнь переросла в стадию "белочки" – как "ласково" называют белую горячку.
"Задержимся на цифре 37, коварен Бог! Ребром вопрос поставил: или – или…" Второго "или" для него не случилось. 27 ноября 1981 года артист Юрий Каморный был убит в своей квартире на улице Салтыкова-Щедрина. И есть две версии последнего дня жизни Юрия Каморного. Обе начинаются с того, что соседи услыхали истошные женские крики, доносившиеся из-за его дверей.
Зная воинственный нрав своего соседа, жильцы стали барабанить Каморному в дверь, но вопли продолжались. Далее идут разночтения.
По одной версии соседи вызвали врача-нарколога, который прихватил с собой двух милиционеров. Когда они прибыли к месту происшествия, Каморный продолжал буйствовать и, размахивая кинжалом, никого к себе не подпускал. После двух предупредительных выстрелов, один из которых рикошетом ранил в руку женщину, милиционеры выстрелили Юрию в ногу, но попали в бедренную артерию и через несколько секунд актёр скончался. Как установила затем экспертиза, в крови у погибшего не было ни грамма алкоголя.
По другой версии – напротив, актёр был сильно пьян, а соседи вызвали милиционера. Тот, увидев Каморного, приставившего к горлу женщины нож, произвёл выстрел, ранивший её в бедро. Второй выстрел попал актёру в голову… После этого милиционер произвел третий выстрел в потолок. Спасли же милиционера на суде показания соседей Юрия, которые были даже рады избавлению от опасного соседа...
В прессе тогда не появилось ни одного сообщения. Трагедию замяли, замолчали. Был только маленький некролог. На похоронах были только самые близкие, а похоронили его в Старой Руссе, как на том настояла мать актера.
…Лучше бы оставался моряком! Может быть, всё сложилось бы иначе? Или судьба – она везде достанет?


Фильмография
:
1. Проводы белых ночей - 1966 - Валерий
2.
Зося - 1967
3.
Карантин - 1968
4.
Кремлёвские куранты - 1970
5.
Освобождение - 1968-71 - танкист Васильев
6.
Рудобельская республика - 1971
7.
И был вечер, и было утро... - 1971
8. Вера, Надежда, Любовь - 1972
9.
Петерс - 1972
10.
Дверь без замка - 1973
11.
Будни уголовного розыска - 1973
12. Сергеев ищет Сергеева - 1974
13.
Странные взрослые - 1974 - жених-моряк
14.
Верный друг Санчо - 1974
15.
Призвание - 1975
16.
Стрелы Робин Гуда - 1975
17.
Птицы наших надежд - 1977
18.
"Посейдон" спешит на помощь - 1977 - капитан "Кайры" Щербань Игорь Сергеевич
19.
Гармония - 1977
20.
Супруги Орловы - 1978
21.
Инженер Графтио - 1979
22.
Голубые молнии - 1979
23.
Клоун - 1980
24.
От Буга до Вислы - 1980
25.
Правда лейтенанта Климова - 1981
26.
Игра без козырей - 1981 - Маэстро
27.
Двадцатое декабря - 1981


Использованные материалы:
Ф.Раззаков. Звёздные трагедии: загадки, судьбы и гибели.
Газета "Вечерняя Москва", №237, 16.12.2004
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия.
Фотографии с сайтов "Советский экран", "Люди", канала "Культура", газеты "Вечерняя Москва"

 © 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz