НиколайДмитриевич МОРДВИНОВ
Народный артист СССР (1949).
Лауреат Сталинской премии (1942, за главную роль в фильме "Богдан
Хмельницкий"; 1949, 1951 — за театральные работы). Родился 2 (15) февраля 1901 г. в
небольшом уездном городке Ядрине Казанской губернии в семье купца 2-й
гильдии. Двухэтажный дом Мордвиновых под № 31
находился на одной из главных улиц Ядрина - Троицкой (после революции - Карла
Маркса). В этом доме, сохранившемся до наших дней, прошли детские и юношеские
годы Мордвинова вплоть до отъезда в Москву (1924), не считая службы в армии в
1920-22 гг. Детство Мордвинова можно назвать счастливым. И не только
потому, что рос он в дружной семье. Его ранние годы прошли среди живописной
природы в одном из красивейших мест Среднего Поволжья. Ядрин он называл городом,
притулившимся на берегу уютной Суры с лучшей в мире "сурской стерлядью". Как
любил он окружающие его просторы! Изумительные пейзажи красавицы Суры, луга,
леса и здешние озера вспоминал всю жизнь. Родной край воспитал в нём
чувство прекрасного, что сыграло решающую роль в творческой судьбе. Об этом
говорил и будущий его наставник - народный артист СССР Ю.Завадский: "Мордвинов
родился одарённым природой - высокий, красивый, стройный, сильный, голосистый.
Он родился на волжском приволье, и эта широта неоглядных просторов и с детства
как бы подслушанная мудрость народа стали первыми и главными источниками его
вдохновения". Воспитывался Николай в трудолюбивой семье, с завидной
аккуратностью выполнял всё, что требовал отец Дмитрий Семёнович. В семье
приучали работать много и хорошо. Вот где другой источник творческих удач
будущего великого артиста. Его удивительное трудолюбие поражало всех - будь то в
театре или на киностудии. Буквально с колыбели сопровождала Николая
музыка. И отец, и мать обладали хорошим музыкальным слухом и голосом. Отец,
совсем не знавший нотной грамоты, играл на домре, балалайке, гитаре, мог
исполнить любую мелодию. Дети принимали участие в семейном оркестре и домашней
хоровой капелле. Эффектно звучала "капелла Мордвиновых", когда семья каталась на
лодке во время весенних разливов Суры. Юношей Николай много и охотно пел,
аккомпанируя себе на гитаре. Русские народные песни сопутствовали ему с
детства в исполнении бабушки, отца и матери, они звучали по праздникам за
деревенской околицей, их пели на Суре и Волге сплавщики леса. В воспоминаниях
Н.Мордвинова немало строк посвящено детским и юношеским впечатлениям от
захватывающих душу народных мелодий. "Хороша у нас и песня: самая тоскливая и
самая раздольная, средней полосы песня волжская". Его любимыми русскими
народными песнями были "Из-за острова на стрежень", "Вот мчится тройка удалая",
"Звёзды мои, звёздочки" и др. "Кое-кто считал, что я обладал хорошим
певческим голосом, и рекомендовал мне заняться этим всерьёз", - писал артист в
своих воспоминаниях. А может, действительно, мог он стать замечательным певцом?
Ведь напел же Мордвинов много лет спустя старинные песни и романсы из
спектаклей, объединив их в грампластинке "Снова слышу голос твой". Есть такая
пластинка и в Чебоксарах, у родственницы артиста
Г.В.Мордвиновой. Начальное образование Николай получил в городском
приходском училище, куда был отдан восьми лет от роду. А осенью 1912 г.
поступил в 1 класс Ядринского реального училища. Там будущий артист получил своё основное образование,
ведь других учебных заведений Мордвинов не кончал. В годы учёбы в
реальном училище он сначала увлекался рисованием, естествознанием и физикой.
Потом отдавал почти всё свое время гуманитарным наукам, читал произведения
русских писателей - Пушкина, Лермонтова, Гончарова и других. Особенно любил
Лермонтова, и не случайно поэзия великого русского поэта сопровождает всю
творческую жизнь Мордвинова ("Демон", "Маскарад", "Песня про царя Ивана
Васильевича..."). Большое влияние на Мордвинова оказали преподаватель
словесности П.А.Иванов-Панков, выпускник Казанского университета, страстно
влюблённый в русскую литературу, и хирург местной больницы К.В.Волков,
всесторонне образованный человек. Известный ядринский врач одним из первых
обратил внимание на одарённого мальчика и приблизил его к искусству
театра. Первые спектакли с участием Николая Мордвинова относят к осени
1918 - весне 1919 г. Он сам организовал ученический драматический коллектив
(с помощью Иванова-Панкова). Ставили пьесы Островского, Гоголя, Горького,
Леонида Андреева. Чувашская актриса Тани Юн (Т.С.Максимова-Кошкинская)
вспоминает: "В Ядрине впервые увидела театральный спектакль. Школьный кружок под
руководством Николая Мордвинова (будущего народного артиста СССР) поставил пьесу
Леонида Андреева "Дни нашей жизни". Сам Мордвинов играл роль студента Онуфрия.
Спектакль повторялся несколько раз, и я была на каждом представлении. Я совсем
потеряла голову от этих спектаклей. Очень хотелось пойти и записаться в
драмкружок к Мордвинову". В Ядринском реальном училище хорошо было
поставлено музыкальное образование, которым руководил опытный педагог, страстный
энтузиаст и пропагандист музыки И.Г.Кузьмин (1883-1939). Николай Мордвинов был
его любимым учеником, а в начале 1920-х годов работал вместе с ним в уездном
отделе народного образования. Иван Гурьевич в 1924 г. переехал в Чебоксары,
где преподавал по классу скрипки и духовых инструментов в музыкальной школе, а
также пение в средней школе №1. По окончании школы II ступени - бывшего реального училища -
Мордвинов был призван в ряды Красной Армии, службу проходил в Нижнем Новгороде,
где был связан с красноармейским театром. По возвращении на родину он поступил в
сектор искусств Ядринского отдела народного образования. Здесь силами любителей
регулярно ставились спектакли. К этому времени относятся первые публикации о
Мордвинове в местной уездной газете "Красный клич". Жадно ищущий свой
путь в искусстве, Н.Мордвинов в 1924 г. уехал в Москву и был принят в
актёрскую студию Ю.А.Завадского. Больше он в Ядрин не возвращался, если не
считать редких наездов к родственникам. Родной дом уже не был родным, его
конфисковали местные власти, и семейство Мордвиновых осталось без жилья. Брат
Николая Георгий Дмитриевич переехал в Чебоксары, где играл в духовом и
симфоническом оркестрах, и вскоре стал одним из самых известных музыкантов в
городе. При поступлении Мордвинова в актёрскую студию, его
спросили: - А почему ты решил идти в театр? Что ждешь от
него? Ответ показался экзаменаторам необычным. - Мне бы хотелось
выйти на сцену, чтобы обнять зрительный зал и смеяться с ним, и
плакать. С первых минут знакомства он покорил Завадского своей
влюблённостью в театр. Юрий Александрович, крупнейший русский режиссёр,
постоянно работал с ним потом и в театре имени Моссовета. Сорок лет не уходил Мордвинов от Завадского! Его приглашали в МХАТ,
Малый театр, Центральный театр Красной Армии, Ленинградский театр имени Пушкина.
Но Николай Дмитриевич остался верен своему знаменитому Учителю, который
настолько полюбил артиста, что даже стал впоследствии лучшим биографом
Мордвинова. Создавая образы своих героев, Мордвинов привнёс на сцену
яркие и по-человечески интересные характеры. За роль шекспировского Отелло его
называли последним трагиком русского театра. С весёлым азартом играл он и
буффонадно-комедийные, и острохарактерные роли (Кавалер в "Трактирщице"
К.Гольдони, Петруччо в "Укрощении строптивой" В.Шекспира и др.). "Как это может
быть, чтобы один и тот же актёр играл Отелло и Кавалера, какое перевоплощение -
до неузнаваемости?" - удивлялись зрители. Очень понравился Мордвинов-Отелло писателю Алексею Толстому.
"Сильное впечатление от спектакля. А финал -
гениален", - писал он в марте 1944-го. Ему вторил Константин Симонов: "Очень давно не испытывал
такого наслаждения. Я целый вечер волнуюсь и плачу". Вслед за
"Демоном" и "Мцыри", которые Николай Дмитриевич читал с эстрады, яркий след
оставил в его творчестве и образ лермонтовского Арбенина ("Маскарад", 1941 г. -
в киноленте С.Герасимова, а в 1952 и 1963 гг. - в постановке театра имени
Моссовета). Четверть века работал он над образом Арбенина, более 300 раз выходил
на сцену в этой роли (в последний раз 10 января 1966 года, за 15 дней до своей
смерти). Лучшего Арбенина, по отзывам современников, у нас не
было. "Мордвинов в "Маскараде" потряс меня. Я действительно ничего
подобного не видел в жизни. На сцене блистал великий классик, романтик театра
Николай Дмитриевич Мордвинов", - писал известный артист Николай Бурляев. За
исполнение роли Арбенина Н.Д.Мордвинову была присуждена Ленинская премия (22
апреля 1965 г.). А до этого три его работы - Богдан Хмельницкий (в одноимённом
фильме), Костюшин ("Обида" А.Сурова), Курепин ("Рассвет над Москвой" А.Сурова) -
удостоились Государственной премии СССР. Следующей наградой за высокую
исполнительскую деятельность был орден Трудового Красного
Знамени. Николай Дмитриевич писал в своём дневнике: "Отдать всего себя
делу и через него людям, их счастью, радости... не великое ли это назначение
актёра?" (1 апреля 1963 г.) Мордвинов сыграл в кино всего 8 ролей. Это
немного. Но след, оставленный его творчествои в киноискусстве, ярок и
неповторим. Он обогатил кинематограф героико-романтическими образами, рождёнными
его могучим самобытным талантом. Им восхищались зрители. Фильмы "Последний
табор", "Богдан Хмельницкий", "Маскарад", "Котовский" сделали Мордвинова
известным всей стране. Ну а театралы любили его так, что при первом появлении
артиста на сцене в зрительном зале как бы проносилась электрическая искра и
возникал шепоток: "Мордвинов!" С триумфом проходили гастроли Мордвинова за
рубежом - он выступал в спектаклях театра имени Моссовета, играл Арбенина и
Отелло. Так он побывал в Польше (1952), Болгарии (1953, 1965), Румынии (1953,
1959), Париже (1965). В начале Великой Отечественной войны в доме Георгия
Мордвинова в Чебоксарах ещё жила мать Анна Степановна и растила пятерых внуков.
В 1957 г. Николай Мордвинов написал: "Хочется на Волгу, порыбачить". Он прибыл
в Чебоксары вместе с женой Ольгой Константиновной и поехал на рыбалку в компании
брата Георгия - заядлого рыбака и охотника. В тихую лунную ночь на Волге в хоре
рыбацких голосов раздавался и голос Николая Мордвинова, "тряхнувшего
стариной". В спектаклях в Чебоксарах он не участвовал. Но в год своего
пятидесятилетия (1951) провёл несколько творческих встреч - в Доме пионеров и в
академтеатре перед делегатами Республиканской конференции сторонников мира.
Читал здесь произведения М.Горького, А.Толстого, М.Шолохова, исполнил отдельные
сцены из спектаклей. Большой мастер взволновал и покорил сердца своих
земляков. Своеобразие индивидуальности Мордвинова - в особом поэтическом
восприятии жизни. Актёра влекли к себе могучие, возвышенные, цельные характеры.
Склонность к укрупнению чувств, мыслей героев определял острый драматизм,
стремление к героической трагедии в драматических ролях и к столь же острому и
крайнему комизму в ролях комедийных. В 30-е годы Мордвинов выдвинул
требование "романтического действия". Тогда и появился на сцене театра-студии
мужественный, непокорный и эксцентричный Ричард Даджен ("Ученик дьявола" Шоу,
1933). В Ростовском театре им. Горького Мордвинов сыграл жизнерадостного, не
знающего поражения строителя новой жизни Тиграна ("Тигран" Готьяна,
1938). Его герои - люди исключительные, незаурядные, их отличали особая сила,
воля, целеустремлённость, мужество и обаяние. Творческий, свободный ум
современника раскрыл Мордвинов в роли генерала Огнева ("Фронт", театр имени
Моссовета, 1942). Справедливым мстителем за беды народа сыграл он Котовского
(фильм "Котовский", 1943), создал величественный образ Богдана Хмельницкого
(фильм "Богдан Хмельницкий", 1941). Мордвинов -
один из оригинальных
интерпретаторов Шекспира. В роли Петруччио он пылко утверждал кипучую
радость жизни ("Укрощение строптивой", 1938). Значение сыгранного им главного
героя в "Отелло" Шекспира (1944) в укрупнённом изображении его духовной красоты.
В "Короле Лире" (1958) Мордвинов раскрыл бунт героя против бесчеловечности,
показал рождение его новой мудрости. Роль Арбенина в "Маскараде" впервые сыграна
Мордвиновым в кино (1940), затем в 1952 и 1963 годах в театре. Актёр подчеркнул
в этом образе мятущийся гордый ум лермонтовского героя. Эта роль стала и
лейтмотивом творчества и лебединой песней великого актёра. У
Николая Дмитриевича была удивительная особенность - записывать свои мысли,
размышления о жизни, пожелания самому себе, друзьям, описание встреч со
знакомыми и зрителями, анализ своих спектаклей, фильмов в дневник. За несколько
дней до смерти Мордвинов сделал в нём следующие записи: 21/I 66 г. -
"Сильный спазм сердца... видимо, опять уложат надолго". 23/I 66 г. - "Отменён
спектакль "Маскарад". Полетели все концерты - и сольные, и с оркестром Осипова,
и во Дворце Съездов, и у космонавтов". 25/I 66 г. - "Странное дело, в пятницу
четверо моих знакомых получили "сигнал" вроде меня...". Это были последние
строки его дневника. Николай Дмитриевич умер в Москве 26 января 1966 года в 8
часов 20 минут вечера от инфаркта миокарда. Юрий Завадский сказал о своём
ученике следующее: "Мордвинов ушёл от нас душевно молодым. Вспоминаю, как
ученически послушно, доверчиво и до опьянения увлечённо работал он - как бы
совсем заново - над последним вариантом "Маскарада". Работа, работа,
работа - а
силы Мордвинова явно убывали. Нам, его товарищам, не очень верилось, что этот
могучий организм серьёзно подточен, излишней мнительностью казались жалобы
Николая Дмитриевича на недомогание. А он задыхался. Задыхался и подчас с трудом
доигрывал спектакль... Теперь мы знаем - это не была мнительность. И жалобы были
лишь подтверждением преодолеваемой им болезни - он выступал и вновь выступал на
сцене, рассчитывая побороть немощь. И снова здесь звучит в полную силу
богатырский характер Мордвинова, его презрение к слабости, утверждение воли к
жизни... Не просто одним человеком, одним актёром стало меньше - от нас ушёл
удивительный, редкий человек и с ним что-то остро ощутимое, значительное,
прекрасное, может быть, в чём-то не до конца разгаданное, но бесконечно
драгоценное... Он был одним из первых среди нас и таким оставался до конца дней
своих. Своей нескорушимой силой и верой, своей стойкостью и рыцарской
преданностью искусству он утверждал высокую миссию театра, утверждал жизнь в её
неисчерпаемости и красоте, веру в завтрашний день театра. Он умножал силы
каждого, кто был рядом с ним, кто объединялся с ним такой же верой в дело,
доверием товарищу по театру, а главное - своей мечтой о театре и верой в то,
что мечта эта чиста и непреложна. Мордвинов был дорог нам верой в возможности
человеческие - "сегодня, здесь, сейчас" создавать искусство театра, зовущее
людей быть чище и выше. Мордвинов ушёл от нас, полный неосуществлённых замыслов.
Но мы знаем - это проверено временем - он останется с нами в строю, на передовой
линии борьбы советского театра за своё историческое достоинство, за
обязательство быть театром, вторгающимся в жизнь, вдохновляющим, сверкающим и
мужественно добрым..." Похоронили Николая Мордвинова на Новодевичьем кладбище. На
доме в Москве, где он жил (Новослободская ул, д.54-56), установлена мемориальная доска. В 1976 г.
Всероссийское театральное общество опубликовало "Дневники" Н.Д.Мордвинова
за 1938-66 гг.
Фильмография:
1. Последний табор - 1935 - цыган Юдко 2. Богдан Хмельницкий -
1941 - Богдан
Хмельницкий 3. Маскарад - 1941 - Арбенин 4. Котовский - 1942 -
Котовский 5. Парень из нашего города - 1942 - Васнецов 6. В горах Югославии
- 1946 - Славко Бабич 7. Смелые люди - 1950 - Кожин 8. Когда улетают аисты -
1964 - Кристиан Лука
Использованные
материалы: Ю.А.Завадский "О любимом
ученике" "Дневники Н.Д.Мордвинова 1938-1966". Редактор-составитель
С.Л.Апостолов. Сайт театра
"Моссовета" Ю.А.Илюхин "Великий трагик" Л.А.Парфёнов. "Н.Д.Мордвинов на
экране" Сайт канала "Культура" Материалы и фотографии предоставлены
Алексеем Новиковым и из архива автора.
|