Иван Фёдорович ПЕРЕВЕРЗЕВ
Народный
артист СССР (1975). Родился 3 сентября 1914 г. в крестьянской семье
в деревне Кузьминки Орловской губернии. Его родители были простые крестьяне,
которые с детских лет привили сыну любовь к труду, к родной земле. И еще -
они наградили его отменным здоровьем. С детских лет Ваня мечтал стать
моряком, собирался поступать в мореходное училище. Родители мечтали, чтобы
он получил настоящую рабочую специальность. Для этого и оправили его в
Москву к тётке Марусе с наказом: мол, устрой паренька учиться в ремесленное
училище. Тетка так и поступила. Вскоре Иван закончил училище по
специальности слесарь-наладчик и был определён на завод "Шарикоподшипник".
Так
и работал бы Переверзев на заводе, может, даже выбился бы в начальники, если
бы приятель Ромка не подбил его однажды пойти в артисты. "Ты только погляди
на себя! - горячо убеждал друга Роман. - Какой из тебя, к чёрту, слесарь?" И
в конце концов зародил в душе Переверзева сомнения. Вскоре они подали
заявления в училище при Театре Революции. Ивана приняли, а Романа - нет. И
стал Переверзев учиться театральной грамоте. Учился он, надо сказать,
отменно. Всё ему удавалось, и не зря преподаватели считали Переверзева одним
из самых талантливых студентов. Когда в 1938 г. он закончил училище, сам
Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции. На сцене этого театра
молодой актёр сыграл роли в двух спектаклях: Валентина в "Двух веронцах" и
Лаэрта в "Гамлете". И тут на его пути встало большое кино. Собственно, с кинематографом Переверзев близко познакомился ещё будучи
студентом театрального училища. В 1932 г. он участвовал в массовке в
фильме "Дезертир". Затем в 1934 г. ему доверили маленькую роль в картине
"Частная жизнь Петра Виноградова". И вот наконец в 1939 г. его пригласили сняться в главной роли в фильме
"Вальтер" - о немецких антифашистах. Актёр с удовольствием приступил к
съёмкам, однако их вскоре пректратили. После подписания в августе 1939 г.
пакта Молотова-Рибентропа антифашистская тема стала нежелательной для
кремлёвского руководства. Однако Переверзев без работы не остался: в те дни
режиссёр Владимир Корш-Саблин на той киностудии "Советская Беларусь" снимал
картину "Моя любовь". Переверзева и часть актёров из "Вальтера" перебросили
на эти съёмки. Ивану Фёдоровичу досталась одна из центральных ролей -
красавца инженера Гриши. С этой роли и началась всесоюзная известность
актёра Переверзева. Фильм с танцами, прогулками под луной, катаниями на лодке в летнем парке полон
беспечной радости и неправдоподобных, почти сказочных поворотов. В прокате 1940
г. он занял 5-е место. Во время Великой Отечественной войны Переверзев
воплотил на экране целую галерею отважных людей: капитан-лейтенант Найдёнов
в "Морском ястребе" (1942), полковник Рябинин в "Это было в Донбасе", Никулин в "Иване Никулине, русском матросе"(оба - 1945).
Матросскую эпопею можно назвать как угодно - басней, экранизацией народной песни
– настолько далека она от реальности, несмотря на то, что снята по мотивам
реальной истории, опубликованной в газете "Красный флот". Фильм был сделан
цветным, поэтому картина воспринималась как волшебная сказка. "Иван
Никулин" - это и есть самая настоящая солдатская сказка, с забавными
отступлениями-байками, восславляющими русскую смекалку. Былинный богатырь
Переверзев - безусловный герой, лидер и командир. Матросы же будто сошли с
лубка: весело шутят, невероятными хитростями и бесстрашием побеждают врагов...
В те же годы в
Ташкенте Михаил Ромм создал первый в мире Театр киноактёра, и первой постановкой
в нём стали "Без вины виноватые" А.Островского. В этом спектакле играл и
Переверзев. После войны, в 1946 г., Иван Переверзев получил
приглашение от режиссёра Андрея Фролова сняться в главной роли в его картине
"Первая перчатка". На съёмках этой картины актёр влюбился в свою партнёршу -
19-летнюю актрису Надежду Чередниченко (в то время она была студенткой 2-го
курса ВГИКа). Их первая встреча была не очень приятной: Переверзев пришёл на
съёмочную площадку подвыпившим, неудачно острил. И он ей не понравился. Но
съёмки продолжались, и постепенно неприятное впечатление от первой встречи
прошло. Его внимание и настойчивые ухаживания сломали лёд. Она жила в
общежитии, питалась скудно, а Переверзев был уже знаменит и, когда водил её
в кафе на улице Горького, сорил деньгами. И хотя настоящей любви юная
актриса к Ивану Фёдоровичу не испытывала, она в конце концов дала согласие
выйти за него замуж. 14 августа 1946 г. (в день её рождения), сразу после
съёмок эпизода с воздушными шариками, молодые объявили о своей помолвке. Все
участники съёмок бросились их поздравлять. Фильм "Первая перчатка" вышел на экраны в 1947 г. и занял в прокате 3-е место.
Казалось, что после такого успеха карьера Переверзева резко пойдёт в гору. К
сожалению, этого не произошло. Конец 40-х оказался неудачным для советского
кинематографа и для многих его актёров. Не снимался тогда и Переверзев. В те
годы он всё чаще стал прикладываться к рюмке. Не всё ладилось и в семье. Несмотря
на рождение сына Серёжи, совместная жизнь никак не складывалась. В надежде
что-то изменить он делал широкие жесты: купил жене машину, новый рояль. Но всё
бесполезно, скандалы следовали один за другим. В конце концов в 1951 г.,
несмотря на все его уговоры, жена забирает ребёнка и уходит из дома. Вскоре
Чередниченко вышла замуж за молодого кинооператора, ставшего затем режиссёром,
Петра Тодоровского. Этот брак также продержался недолго - всего лишь три
года. Пережить семейную драму Переверзеву помогает
работа: его вновь начинают приглашать сниматься в кино. В 1951 г. на экраны
выходит фильм "Тарас Шевченко", в котором Переверзев играет две роли: кочегара Разина и Сигизмунда Сераковского,
картина получает Сталинскую премию. Актёр вновь в центре внимания режиссёров. В
1952 г. Михаил Ромм (не по своему желанию) приступает к работе над дилогией:
"Адмирал Ушаков" и "Корабли штурмуют бастионы". Главную роль - адмирала Ушакова
- предложено играть Переверзеву. Позднее сам актёр вспоминал: "Как только меня
утвердили на роль Ушакова, я для Михаила Ильича стал дорогим и близким
человеком, а уж мои чувства я не в состоянии выразить словами и по сей день!..
Михаил Ильич создал вокруг меня атмосферу предельного внимания и, я бы даже
сказал, обожания... Только я расположился в своём номере (фильм
снимался в Одессе), как раздался звонок. Звонил Михаил Ильич и просил
зайти. В номере он был один и сразу меня удивил своим предложением:
"Ванечка, ты в фильме играешь главную роль, адмирала Ушакова.
Так вот я прошу тебя на всё время съёмок и в жизни тоже играть адмирала
Ушакова. Это во-первых, будет полезно тебе
как актёру, да и вообще будет на пользу картине. Вас, актёров, собралось много,
и у каждого свой характер, свои привычки, а некоторые, я знаю, могут
и лишнюю рюмку выпить, а я с "искусственно весёлыми" артистами
не работаю! Аглавное, я хочу, чтобы вы были коллективом, командой
на корабле!.. Подробности игры вы разработайте сами. Ты понял меня?"
- "Понять-то я понял, только кто будет меня
слушать?!" Михаил Ильич с жаром произнёс :"Ты же адмирал, вот и докажи это не
только на экране!" Мне ничего не оставалось делать, как согласиться. О
предложении Михаила Ильича я рассказал актёрам, всем оно понравилось, и мы
быстро выработали правила игры..."Сухого закона" любителям лишней
рюмки мы не установили, но была установлена "адмиральская норма"
- сто граммов. За нарушение "указа об адмиральской норме"
следовало строгое наказание". По признанию самого Переверзева, роль Фёдора Ушакова в этом большом историческом
проекте была его самой любимой. "За эту роль мне не стыдно, - говорил актёр. -
Она отобрала у меня много сил и энергии". Переверзев сыграл адмирала Ушакова -
наследника петровских заветов, "русского медведя" - настолько ярко, что тот по
силе личности оказался равен Петру Великому. Адмирала Ушакова актер наделил многими своими чертами, впрочем, не только он…
Как-то в конце 60-х, во время съёмок картины Станислава Говорухина "День ангела"
в Херсоне, группа актёров и моряков посетила памятник адмиралу Ушакову.
Переверзев встал рядом, и все остолбенели: перед ними стояли то ли два Ушакова,
то ли два Переверзева. Сходство их фигур, лиц, роста было потрясающим.
Оказалось, что скульптор создавал образ, посмотрев фильм про Ушакова с
Переверзевым в главной роли! Так превращался в миф не только Ушаков, но и сам
Переверзев. Магическое сходство с Фёдором Ушаковым не было случайным.
Обоих роднила страсть к морю и кораблям. С детских лет Иван хотел стать моряком,
собирался поступать в мореходку. Эту мечту Переверзев потом воплощал в своей
параллельной жизни - на киноплёнке. Благородство и бесстрашие переверзевских
моряков и капитанов не знает пределов, и вереница этих образов кажется
бесконечной… В 1953 г. оба фильма выходят на экран. В том
же году И.Переверзев вступает в ряды КПСС. После этого фильмы с участием Переверзева вновь
стали появляться на свет один за другим. Это были "Герои Шипки", "Урок жизни"
(оба - 1955), "Иван Франко", "Во власти золота" (оба - 1956), "Как поймали
Семагу", "Полесская легенда" (оба - 1957). Однако только роль в фильме "Урок
жизни" Ю.Райзмана - инженера Сергея Ромашко - можно смело отнести к успехам
актёра. Однажды судьба свела Переверзева с тогдашним
советским руководителем Никитой Хрущёвым. Причём при обстоятельствах достаточно
анекдотичных. В тот год Советский Союз с дружественным
визитом посетил прогрессивный американский певец Поль Робсон. Хрущёв тогда
отдыхал в Крыму, и именно туда для знакомства с ним привезли почётного гостя.
Было это в августе 1958 г. В те дни в Крыму отдыхал и Иван Переверзев. Во
время торжественного прибытия Робсона актёр стоял в толпе встречающих и заметно
выделялся своей крупной фигурой. Видимо, поэтому Робсон и обратил на
него внимание. Узнав к тому же, что русского богатыря зовут Иван, певец и вовсе
расчувствовался и с этого момента ни на шаг не отпускал от себя
актёра. В тот же вечер в Ливадийском дворце советский руководитель устроил пышный приём
в честь гостя. Тусовка, как теперь говорят, собралась представительная: сплошь
партийно-хозяйственная номенклатура и деятели культуры. Поль Робсон важно
похаживал среди гостей, а рядом с ним и его новый друг - Иван Переверзев, уже
хорошо выпивший. Хрущёв, видя, что высокий американский гость
всё время крутится возле какого-то актёришки, сделал первую попытку оттеснить
Робсона от его нового приятеля, но последний оказался на удивление настырным -
как только Хрущёв к ним приблизился, он взял американца под руку и отвёл его в
сторону. Через некоторое время Хрущёв вновь попытался пойти на сближение, но
актёр и на этот раз оказался начеку, новый маневр - и советский руководитель
опять остался с носом. Видимо, так могло продолжаться весь вечер, если бы
количество выпитого алкоголя не сыграло с Переверзевым злую шутку. К тому
времени он уже утратил ощущение реальности настолько, что, когда Хрущёв в третий
раз подошёл к ним с твердым намерением отвоевать американского гостя, актёр
повернулся к руководителю партии и правительства и громко произнёс: - Пошёл ты на ...!
После этого в зале наступила гробовая тишина,
которую первыми прервали охранники. Они подхватили невменяемого актёра под руки
и буквально вынесли его из дворца. К счастью, плохо владевший русским языком
Поль Робсон так и не понял, куда именно послал его друг советского
руководителя. Как это ни странно, этот случай не отразился на
личной и творческой судьбе Переверзева. Хрущёв был человеком с понятием и прекрасно
знал, что может сделать с человеком лишняя рюмка водки. Поэтому
никаких репрессий против актёра так и не последовало. Болле того,
в 1962 г. молодой режиссёр Виктор Комиссаржевский пригласил его
на главную роль в фильме "Знакомьтесь, Балуев!" по роману
Вадима Кожевникова. В нём Иван Переверзев создал образ руководителя
крупной стройки, честного человека и принципиального коммуниста.
Вся советская пресса писала об этом фильме в восторженных тонах
(начиная от "Правды" и заканчивая "Советской Хакасией").
На Московском международном кинофестивале в 1963 г. чиновники от
Госкино активно выдвигали фильм на главный приз, но члены жюри фестиваля
во главе с Г.Чухраем не испугались задвинуть откровенную поделку
и отдали награду фильму Ф.Феллини "8 1/2". По поводу исполнения Переверзевым роли в фильме "Знакомьтесь, Балуев!"
критик Р.Соболев писал: "Выбор Переверзева на роль Балуева понятен, но...
может быть, это было главнейшей ошибкой авторов. Актёр не виноват в том, что
так много кинематографистов представляли партийных и советских работников
внешне импозантными, но, по существу, эмоционально и интеллектуально
упрощёнными людьми... Герои, которых довелось играть Переверзеву, почти
всегда были приподняты на котурны, их по-настоящему хорошие качества только
декларировались, и потому они были попросту неинтересными людьми. В
сценарии фильма не было ничего, что позволило бы другому актёру сделать
Балуева интереснее, чем он получился у Переверзева. Но нет уверенности, что
Балуев, если бы даже такую возможность давал драматический материал, стал бы
у Переверзева богаче. Дело в том, что подобные роли были "дежурными" для
актёра, у него возникла своеобразная маска". С середины 50-х годов вновь
вернулась в кинематограф и Надежда Чередниченко. В 1961 г. она развелась с
Тодоровским и внезапно вернулась к Переверзеву. К тому времени тот успел
влюбиться в актрису Аллу Ларионову (их короткий роман случился летом 56-го
во время съёмок фильма "Полесская легенда"), заиметь дочь и бросить их.
Однако вторая попытка совместной жизни Переверзева и Чередниченко была
намного короче первой: они прожили друг с другом всего полтора года (даже
снялись в одном фильме) и разошлись. Теперь уже навсегда. После этого
И.Переверзев женился снова (на этот раз родился сын) и вновь
развёлся. Несмотря на то что внешне Переверзев производил впечатление
человека благополучного, эдакого ловеласа, он тем не менее в реальной жизни
был далёк от этого образа. В доверительных беседах с друзьями он
признавался, что никогда не одерживал побед над женщинами и все его женитьбы
- результат побед женщин над ним. Голливуд сделал бы из такого актёра второго
Фербенкса, героя-любовника. Советский кинематограф отдал ему в распоряжение
целую флотилию, но пообщаться с женщинами на экране не дал. Пожалуй, только в
"Первой перчатке" мы видим, что Переверзева ждут и любят. После третьего развода в середине 60-х ему
казалось, что его личная жизнь никогда уже не сможет наладиться. Но это
оказалось не так. В 1967 г., после успеха фильма "Сильные духом", где Переверзев сыграл роль
комиссара Медведева, режиссёр Одесской киностудии Станислав Говорухин
пригласил актёра на роль в своей новой приключенческой картине "День
ангела". Именно там Переверзев и познакомился с 26-летней Ольгой
Соловьёвой - своей будущей женой. 6 января 1968 г. на дне рождения Николая
Крючкова (он тоже играл в той картине одну из главных ролей) Переверзев
сделал Ольге официальное предложение. Та согласилась. 13 января в Одессе они
справили свадьбу (для О.Соловьевой это был второй брак). Вскоре у них
родился сын, которого назвали Фёдором. В 1966 г. Переверзев мог бы
пополнить галерею сыгранных им ролей ещё одной военной ролью - в фильме
Г.Поженяна "Прощай!" ему досталась роль адмирала. Однако на съёмках между
режиссёром и рядом актёров произошёл конфликт, о котором рассказывает автор
музыки к кинофильму М.Таривердиев: "Гриша Поженян, будучи, с одной смтороны,
поэтом, а с другой стороны, командиром-моряком (он прошёл всю войну в этом
качестве), плохо представлял себе, как нужно общаться с актёрами, тем более
знаменитыми, которые и сниматься-то приехали только потому, что любили его
как поэта и хорошего мужика. А Гриша стал ими командовать. И очень сильно.
Он сразу объявил: - Здесь два гения. Я и Таривердиев. Все остальные - наши
служащие. Я стал хохотать, думая, что он просто так дурака валяет. Но
Переверзев на него очень обиделся. - Гриша, как твой фильм называется? -
спросил он - "Прощай!" - Прощай, Гриша! - Переверзев сел в самолёт и
улетел в Москву. - Гриша, что ты делаешь! Ведь уже полкартины снято! - в
ужасе говорю я ему. - Не волнуйся, Мика. Я ведь не только режиссёр,
но и автор сценария. Нет вопросов. И вот снимают
сцену, в которой должен играть Переверзев... Входит вестовой, спрашивает:
- А где товарищ адмирал? - Убит, товарищ командир, - отвечают
ему..." В повседневной жизни Переверзев был щедрым и смелым
человеком. Его друзья рассказывают, что он никогда не боялся совершать
поступки вопреки сложившемуся общественному мнению. Так, когда
общественность дружно возмущалась поведением таких писателей, как Виктор
Некрасов и Владимир Дудинцев, Переверзев не боялся приходить к ним в дом и
поддерживать добрым словом. В 70-е годы Переверзев снялся в фильмах
различных жанров - от военных до детективов : "Освобождение" (фильмы 4-й и
5-й), где он сыграл роль генерала Чуйкова (1972), "Фронт без флангов"
(1975), "Фронт за линией фронта" (1977), т/ф "Чисто английское убийство"
(1977), "Соль земли" (1979). В 1975 году И.Переверзеву присваивают звание
народного артиста СССР. Между тем телефильм "Чисто английское убийство"
стал одним из последних в послужном списке замечательного актера
Переверзева. К тому времени, несмотря на то что он бросил пить и курить, его
здоровье было уже подорвано. Роль в фильме из-за плохого состояния здоровья
он уже озвучить не смог (за него это сделал его старый друг Евгений Весник).
23 апреля 1978 года И.Переверзев скончался в возрасте 63 лет. Похоронили актёра
на Кунцевском кладбище в Москве. Одно из судов Азовского морского пароходства носит имя
Ивана Переверзева.
Фильмография:
1. Конвейер смерти - 1933 2. Частная жизнь Петра
Виноградова - 1934 3. Моя любовь - 1940 - Гриша 4. Парень из тайги - 1941 5.
Волшебное зерно - 1941 6. Морской ястреб - 1942
- Найдёнов 7. Иван Никулин - русский матрос
- 1944 - Иван Никулин 8. Это было в Донбассе - 1945 - Рябинин 9.
Первая перчатка - 1946 - Никита Крутиков 10. Повесть о "Неистовом" - 1947 11. Третий удар - 1948
- Крейзер 12. Суд чести - 1948 13. Далеко от Москвы
- 1950 - эпизод 14. Кавалер Золотой Звезды - 1950
- Бойченко 15. Тарас Шевченко - 1951 - кочегар Разин и Сигизмунд Сераковский 16.
Садко - 1952 - Тимофей
Ларионович 17. Покорители вершин - 1952 18. Адмирал Ушаков - 1953
- адмирал Ушаков 19. Корабли штурмуют бастионы - 1953 -
адмирал Ушаков 20. Герои Шипки - 1954 - Каторгин 21. Урок жизни - 1955 - Сергей Ромашко 22.
Тайна вечной ночи - 1956 -
Денисов 23. Иван Франко - 1956 24. Полесская легенда - 1957 25. Во власти
золота - 1957 26. Тугой узел - 1957 27. Дело "пёстрых" - 1958 28. Дорогой мой
человек - 1958 - Козырев 29. Голубая стрела - 1958 - Бельский 30. Как
поймали Семагу - 1958
31. Конец Чирвы Козыря - 1958 32. Киевлянка - 1958 33. Небо зовёт
- 1959 34. Домой -
1960 35. Мичман
Панин - 1960 - Григорьев 36. Битва в пути - 1961 - Сергей Васильевич
Бликин 37. Алые паруса - 1961 - Лонгрен 38. Иду к вам - 1961
39. Молодо-зелено - 1962 40. Тишина - 1963 41. Знакомьтесь, Балуев! - 1963
- Балуев 42. Зачарованная Десна - 1964
43. Одиночество - 1965 44. Чёрный бизнес -
1965 45. Серая
болезнь - 1966 - Барабанщиков 46. Прощай! - 1966 - адмирал 47.
Сильные духом - 1967 - Медведев 48. Цыган - 1967 49. Поединок в горах - 1967 50.
К свету - 1968 51. Новые приключения
Неуловимых - 1968 - начальник ЧК 52. День ангела - 1968 - капитан 53.
Трембита - 1968 - Прокоп
54. Опасные гастроли - 1969 - генерал-губернатор
Одессы 55. Гори, гори, моя звезда - 1969 56. Освобождение - 1970 - Чуйков 57.
Сердце Бонивура - 1971
58. Человек
в проходном дворе - 1971 - матрос 59. Корона Российской империи, или Снова
Неуловимые - 1971 - начальник ЧК 60. Приключения в городе, которого нет -
1974 - Сильвер 61. Фронт без флангов - 1974 - отец Павел 62.
Чисто
английское убийство - 1974 - Бриггс 63. Обретешь в бою - 1975
64. Соль
земли - 1978 65. Фронт за линией фронта - 1978
Использованные материалы:
Ф.Раззаков "Чтобы люди помнили" Сайт канала "Культура" Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
предоставлены Ириной Л., Инной Джужа, Сергеем Лепешкиным, с сайтов
канала "Культура", "Советский экран", "Характерные
актёры российского кино" и из архива автора.
|