Галина
Ермолаевна СЕРГЕЕВА
Заслуженная артистка РСФСР (1935).
Родилась 2 февраля 1914 г. в деревне Нижние Котлы
Московской губернии. Окончила ВГИК (мастерская Льва Кулешова). С 1930 г.
– актриса Театра-студии под руководством Р. Симонова, в 1939-44 гг.
–
театра им. Ленинского комсомола, в 1944-48 и в 1952-56 гг. – Академического
театра им. Евг. Вахтангова. ...Вспоминают, что, когда на
съёмках "Пышки" Фаина Раневская впервые увидела Сергееву в
платье с глубоким декольте, она восхищенно вздохнула: "Эх, не имей сто рублей, а
имей двух грудей". Режиссёр фильма Михаил Ромм пришёл от реплики в
восторг и под этим девизом снимал всю картину. А, согласно легенде, когда в
январе 1935 г. к пятнадцатилетию советского кино составлялся список первых
работников кино, удостоенных почётных званий и наград, председатель ЦИК СССР
Авель Енукидзе лично включил в список Сергееву и объяснил
присутствующим: "У этой артистки очень выразительные большие... глаза". После
чего указал на всё то же знаменитое декольте. И Сергеева стала
заслуженной артисткой республики в двадцать лет. Поначалу на главную роль намечалась молодая актриса Валентина
Кузнецова, которая, увидев платье, наотрез отказалась даже делать фотопробы.
Ромм засмеялся: "Стесняешься надеть платье с вырезом, а хочешь играть
проститутку! Раз так - иди ищи подходящую актрису сама". Так Кузнецова
стала помрежем, а затем вторым режиссёром - едва ли не лучшим за всю историю
советского кино: Сергей Эйзенштейн посвятил ей очерк "Скотланд-ярд для
актёров Москвы". А первым её открытием стала актриса Театра-студии под
руководством Рубена Симонова - Галина Сергеева. На тот момент в театре
Сергеева играла исключительно "Кушать подано", и на законный вопрос: "Чем
же она вам понравилась?", Кузнецова отвечала: "У неё фигура
французская". После огромного успеха
"Пышки" у Сергеевой началась было интересная кинокарьера, она
снялась в двух немых комедиях (к сожалению, обе не сохранились). Но на дворе
стояла середина 1930-х гг., и в советском кино постепенно устанавливались новые
стандарты. Прежде всего, это касалось женских типов. Отныне актрисы с
"французской фигурой" были обречены играть председательниц колхоза и партийных
работниц: "выдающийся" бюст годился лишь для того, чтобы вешать на него ордена.
Эмма Цесарская, Елена Егорова - деревенские красавицы рубежа
1920-х - 1930-х гг. - как раз перешли на такие роли. Сергеева этого не
хотела. Она снялась в ещё одной "французской" картине "Гобсек", в роли
белошвейки Фанни Мальво - роль небольшая, но заметная. Перед самой войной
сыграла свою первую "советскую" роль в звуковом кино - метеоролога лётной службы
Лену Славину в фильме "Будни". Картина успеха не имела. И только во время войны,
через девять лет после "Пышки", получила Сергеева ещё одну - и
последнюю - хорошую роль: в комедийной мелодраме Леонида Трауберга
"Актриса". По замыслу создателей картины, у главной героини - опереточной
примадонны Зои Стрельниковой - должно было быть нечто французское, и потому
выбор Сергеевой кажется абсолютно оправданным. Но самое замечательное,
что это "нечто" проявляется в выражении лица, в жесте, в манере одеваться, а
отнюдь не во "французской фигуре": недаром оператор Андрей Москвин ни
одного кадра не снял с верхним ракурсом. Мало того, оказалось, что Сергеева
блистательно владеет диалогом и спокойно выдерживает конкуренцию с самим
Борисом Бабочкиным. Она идеально вписалась в сверхинтеллигентный
коллектив, создававший картину: Бабочкин, Трауберг,
Москвин, сценаристы Михаил Вольпин и Николай Эрдман. И сама
игра Сергеевой - игра интеллигентная. Прелестная игра. Больше Сергеева
никогда не снималась в кино. Она вышла замуж за известного певца Ивана Козловского, какое-то
время играла
в Вахтанговском театре, потом ушла и оттуда... После свадьбы Козловский с Сергеевой превратились в самую красивую и
талантливую московскую пару. С этого момента они стали завсегдатаями кремлёвских
банкетов, гостями Будённого и личного секретаря Сталина Поскрёбышева… Однако
лёгкими на подъём и очень весёлыми они становились только тогда, когда были
вне дома. Когда они оставались одни, им почему-то совсем не хотелось смеяться, у
них всегда появлялись какие-то проблемы, от которых они начинали ссориться.
Галину Сергееву, например, очень обижало то, что Козловский совсем не делал
ей никаких подарков и мало баловал (не дарил ей роскошных шуб и манто, к чему
она так привыкла), объясняя это тем, что замужняя жена должна быть скромной. При
этом он никогда не слыл скрягой и постоянно кому-то помогал деньгами. Оскорбляло
Сергееву и другое: в частности, то, что, находя время на других людей,
Козловский мало внимания уделял её проблемам. Заводило Галину и то
обстоятельство, что Козловский, гоняя по Москве на собственной "Эмке", любил
затормозить около хорошенькой дамочки, чтобы получше рассмотреть её мордашку.
Равно как и то, что её муж даже в её присутствии осыпал комплиментами постоянно
окружающих его женщин, галантно целуя при этом их ручки. Не удивительно, что после очередной такой ссоры Сергеева как-то собрала чемоданы
и ушла от ничего не понимающего Козловского (в этот момент у супругов уже был
ребенок). А тот сразу же заболел и болел до тех пор, пока его муза вновь к нему
не вернулась. Окончательно они расстались спустя несколько лет. У их второй дочери
обнаружился врождённый сколиоз, который мог со временем перерасти в горб.
Измученная походами по всевозможным врачам, Сергеева обратилась с просьбой к
профессору Чаклину, специализирующемуся на подобного рода операциях. Чаклин
действительно помог, а Галина Сергеева отблагодарила его тем, что… перешла к
нему жить. А великий тенор до конца жизни не смог не только забыть свою
музу, но и простить её (после развода с Чаклиным Козловский так и не предложил
ей вернуться к нему). После расставания с Галиной Сергеевой Козловский прожил один
40 лет, так больше и не женившись... О Галине
Ермолаевне Сергеевой в последние годы жизни практически не вспоминали. В
последний раз она появилась на телевидении за несколько месяцев до смерти - в
передаче, посвящённой Козловскому. Маленькая, изящная пожилая женщина.
Узнать в ней Пышку было трудно. И всё же она была прелестна... Умерла Галина
Сергеева в своей квартире 1 августа 2000 г. от сердечной недостаточности в
возрасте 86 лет. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.
Фильмография:
1. Пышка - 1934 - девица Елизавета Руссэ по
прозвищу Пышка 2. Любовь Алёны - 1934 3. Весенние дни
("Энтузиасты") - 1934 4. Мяч и сердце - 1935 5.
Гобсек - 1936 - Фанни Мальво 6. Будни - 1940 - Лена
Славина 7. Актриса - 1943 - Стрельникова
Использованные материалы: Новейшая история отечественного кино.
1986-2000. Кино и контекст. Т. VII "Русский тенор номер один"
(он-лайн журнал Superman.ru, 23.12.2004) Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
предоставлены Сергеем Лепешкиным, с сайтов "Актёры советского кино", "Kinoexpert"
и из архива автора.
|