На главную
страницу

Галина Сергеева
02.02.1914-01.08.2000

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Галина Сергеева в фильме "Пышка" Галина Сергеева в фильме "Пышка" Галина Сергеева в фильме "Пышка"
Галина Сергеева в фильме "Актриса" Галина Сергеева в фильме "Актриса" Галина Сергеева в фильме "Актриса" 

Галина Ермолаевна СЕРГЕЕВА

Галина Сергеева  Заслуженная артистка РСФСР (1935).
  Родилась 2 февраля 1914 г. в деревне Нижние Котлы Московской губернии. Окончила ВГИК (мастерская Льва Кулешова). С 1930 г. – актриса Театра-студии под руководством Р. Симонова, в 1939-44 гг. – театра им. Ленинского комсомола, в 1944-48 и в 1952-56 гг. – Академического театра им. Евг. Вахтангова.
  ...Вспоминают, что, когда на съёмках "Пышки" Фаина Раневская впервые увидела Сергееву в платье с глубоким декольте, она восхищенно вздохнула: "Эх, не имей сто рублей, а имей двух грудей". Режиссёр фильма Михаил Ромм пришёл от реплики в восторг и под этим девизом снимал всю картину. А, согласно легенде, когда в январе 1935 г. к пятнадцатилетию советского кино составлялся список первых работников кино, удостоенных почётных званий и наград, председатель ЦИК СССР Авель Енукидзе лично включил в список Сергееву и объяснил присутствующим: "У этой артистки очень выразительные большие... Галина Сергеева глаза". После чего указал на всё то же знаменитое декольте. И Сергеева стала заслуженной артисткой республики в двадцать лет.
   Поначалу на главную роль намечалась молодая актриса Валентина Кузнецова, которая, увидев платье, наотрез отказалась даже делать фотопробы. Ромм засмеялся: "Стесняешься надеть платье с вырезом, а хочешь играть проститутку! Раз так - иди ищи подходящую актрису сама". Так Кузнецова стала помрежем, а затем вторым режиссёром - едва ли не лучшим за всю историю советского кино: Сергей Эйзенштейн посвятил ей очерк "Скотланд-ярд для актёров Москвы". А первым её открытием стала актриса Театра-студии под руководством Рубена Симонова - Галина Сергеева. На тот момент в театре Сергеева играла исключительно "Кушать подано", и на законный вопрос: "Чем же она вам понравилась?", Кузнецова отвечала: "У неё фигура французская".
Галина Сергеева   После огромного успеха "Пышки" у Сергеевой началась было интересная кинокарьера, она снялась в двух немых комедиях (к сожалению, обе не сохранились). Но на дворе стояла середина 1930-х гг., и в советском кино постепенно устанавливались новые стандарты. Прежде всего, это касалось женских типов. Отныне актрисы с "французской фигурой" были обречены играть председательниц колхоза и партийных работниц: "выдающийся" бюст годился лишь для того, чтобы вешать на него ордена. Эмма Цесарская, Елена Егорова - деревенские красавицы рубежа 1920-х - 1930-х гг. - как раз перешли на такие роли. Сергеева этого не хотела. Она снялась в ещё одной "французской" картине "Гобсек", в роли белошвейки Фанни Мальво - роль небольшая, но заметная. Перед самой войной сыграла свою первую "советскую" роль в звуковом кино - метеоролога лётной службы Лену Славину в фильме "Будни". Картина успеха не имела.
  И только во время войны, через девять лет после "Пышки", получила Сергеева ещё одну - и последнюю - хорошую роль: в комедийной мелодраме Леонида Трауберга "Актриса". По замыслу создателей картины, у главной героини - опереточной примадонны Зои Стрельниковой - должно было быть нечто французское, и потому выбор Сергеевой Галина Сергеевакажется абсолютно оправданным. Но самое замечательное, что это "нечто" проявляется в выражении лица, в жесте, в манере одеваться, а отнюдь не во "французской фигуре": недаром оператор Андрей Москвин ни одного кадра не снял с верхним ракурсом. Мало того, оказалось, что Сергеева блистательно владеет диалогом и спокойно выдерживает конкуренцию с самим Борисом Бабочкиным. Она идеально вписалась в сверхинтеллигентный коллектив, создававший картину: Бабочкин, Трауберг, Москвин, сценаристы Михаил Вольпин и Николай Эрдман. И сама игра Сергеевой - игра интеллигентная. Прелестная игра.
   Больше Сергеева никогда не снималась в кино. Она вышла замуж за известного певца Ивана Козловского, какое-то время играла в Вахтанговском театре, потом ушла и оттуда...
  После свадьбы Козловский с Сергеевой превратились в самую красивую и талантливую московскую пару. С этого момента они стали завсегдатаями кремлёвских банкетов, гостями Будённого и личного секретаря Иван КозловскийСталина Поскрёбышева… Однако лёгкими на подъём и очень весёлыми они становились только тогда, когда были вне дома. Когда они оставались одни, им почему-то совсем не хотелось смеяться, у них всегда появлялись какие-то проблемы, от которых они начинали ссориться.
  Галину Сергееву, например, очень обижало то, что Козловский совсем не делал ей никаких подарков и мало баловал (не дарил ей роскошных шуб и манто, к чему она так привыкла), объясняя это тем, что замужняя жена должна быть скромной. При этом он никогда не слыл скрягой и постоянно кому-то помогал деньгами. Оскорбляло Сергееву и другое: в частности, то, что, находя время на других людей, Козловский мало внимания уделял её проблемам. Заводило Галину и то обстоятельство, что Козловский, гоняя по Москве на собственной "Эмке", любил затормозить около хорошенькой дамочки, чтобы получше рассмотреть Галина Сергеева в фильме "Пышка"её мордашку. Равно как и то, что её муж даже в её присутствии осыпал комплиментами постоянно окружающих его женщин, галантно целуя при этом их ручки.
  Не удивительно, что после очередной такой ссоры Сергеева как-то собрала чемоданы и ушла от ничего не понимающего Козловского (в этот момент у супругов уже был ребенок). А тот сразу же заболел и болел до тех пор, пока его муза вновь к нему не вернулась.
   Окончательно они расстались спустя несколько лет. У их второй дочери обнаружился врождённый сколиоз, который мог со временем перерасти в горб. Измученная походами по всевозможным врачам, Сергеева обратилась с просьбой к профессору Чаклину, специализирующемуся на подобного рода операциях. Чаклин действительно помог, а Галина Сергеева отблагодарила его тем, что… перешла к нему жить.
   А великий тенор до конца жизни не смог не только забыть свою музу, но и простить её (после развода с Чаклиным Козловский так и не предложил ей вернуться к нему). После расставания с Галиной Сергеевой Козловский прожил один 40 лет, так больше и не женившись...
   О Галине Ермолаевне Сергеевой в последние годы жизни практически не вспоминали. В последний раз она появилась на телевидении за несколько месяцев до смерти - в передаче, посвящённой Козловскому. Маленькая, изящная пожилая женщина. Узнать в ней Пышку было трудно. И всё же она была прелестна...
  Умерла Галина Сергеева в Могила Галины Сергеевой на Троекуровском кладбищесвоей квартире 1 августа 2000 г. от сердечной недостаточности в возрасте 86 лет. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище.


Фильмография:

1. Пышка - 1934 - девица Елизавета Руссэ по прозвищу Пышка
2. Любовь Алёны - 1934
3. Весенние дни ("Энтузиасты") - 1934
4. Мяч и сердце - 1935
5. Гобсек - 1936 - Фанни Мальво
6. Будни - 1940 - Лена Славина
7. Актриса - 1943 - Стрельникова


Использованные материалы:
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. VII
"Русский тенор номер один" (он-лайн журнал Superman.ru, 23.12.2004)
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Фотографии предоставлены Сергеем Лепешкиным, с сайтов "Актёры советского кино", "Kinoexpert" и из архива автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz