Борис
Александрович СИТКО
Народный
артист РСФСР (1970). Лауреат Сталинской премии (1951). Борис Александрович Ситко родился
20 мая 1914 г. в маленьком украинском городке –
Горловка, в семье музыканта–кларнетиста. В юности Борис, от природы
наделённый недюжей физической силой, работал
в таганрогском цирке лавитором - человеком, страхующим
воздушных гимнастов. А затем перешёл работать в
оркестр Таганрогского ТРАМА (Театр рабочей
молодёжи) кларнетистом. Вот тут-то впору
вспомнить о пресловутом Господине Случае,
который не единожды играл поворотные роли в
актёрских судьбах. В один прекрасный день
18-летний кларнетист, знавший назубок все роли
из репертуара вышеназванного театра, вызвался
заменить внезапно заболевшего исполнителя
одной из ролей в спектакле "Дружная горка". С
этого момента и начинается актёрский
путь Бориса Александровича Ситко, который
продлится, ни много ни мало, 62 года. В этом же
1932 г. Борис Александрович становится
актёром Таганрогского ТРАМа. Смело можно
утверждать, что в те годы Театры рабочей
молодёжи, существовавшие во многих городах
страны, выполняли функции своего рода
театральных училищ. Именно из многочисленных
ТРАМов в последствии вышла целая плеяда
замечательных актёров. В Таганрогском ТРАМе
Борис Александрович прослужил всего год - до
1933 г., успев сыграть за это время три
роли: Марка Зелова в "Дружной горке", комсорга
Леонтьева в "Тревоге" и инженера Мартынова в
"Симфонии стали". В 1933 г.
на Донбассе в
Горловке, родном городе Ситко,
организовывается ещё один ТРАМ, на этот раз
Вседонецкий. В него начинают стекаться
актёры из разных уголков страны. Одним из них
оказывается и Борис Ситко. На сцене
Вседонецкого ТРАМа он проработает два года и
успеет сыграть восемь ролей, самой яркой из
которых станет роль Марселя в "Интервенции".
В
1934 г. Борис Ситко уезжает поступать в
театральное училище в Москву. После первого же
показа он был принят в театр–студию Рубена
Николаевича Симонова на Дмитровке. Однако, к
огромному огорчению Бориса Александровича, ни
учёбе, ни работе у Симонова не дано было
осуществиться по весьма прозаической
причине – отсутствовали места в общежитии
театра–студии. Не найдя жилья в
столице, Ситко с семьёй вынужден
уехать из Москвы в город Чапаевск, куда его
приглашают работать в местном театре. В
Чапаевске он проработает год и сыграет три
роли, среди которых роль Половцева в "Поднятой
целине" и Колосов в "Любови Яровой". В
1936 г. Борис Александрович возвращается в
Таганрог. Только теперь уже - в Таганрогский
Городской драматический театр. В Гордраме
Борис Александрович прослужит три сезона. Три
сезона и девятнадцать сыгранных ролей, да ещё
каких! Теодоро в "Собаке на сене", Беркутов в
"Волках и овцах", Алексей в "Барышне–крестьянке", Незнамов в "Без вины виноватых",
Пётр в "Мещанах", две роли в "Анне
Карениной": вначале Левин, затем Вронский.
Сыграв только эти роли, любой актёр может
считать, что его творческая жизнь более чем
удалась. Однако, несмотря на очевидный
успех и более чем радужные перспективы,
кочевая актёрская жизнь заносит Бориса
Александровича на знаменитую Московскую
актёрскую биржу, а уже оттуда его путь лежит в
Сибирь, в Иркутский Областной драматический
театр. Слава Иркутского Драматического театра
гремела по всей стране. Туда мечтали попасть
многие режиссёры и актёры, но удавалось это
единицам. В Иркутске Борис Александрович занял
положение премьера и триумфатора: на него
ставились спектакли, с ним мечтали работать
режиссёры, билеты на спектакле с его участием
распродавались за считанные часы. Трудно
описать словами, чем стал для Ситко этот город
и этот театр. Можно сказать лишь одно: Иркутск
так и остался с ним навсегда, даже после
переезда в Москву. Интересно, что изначально
Борис Александрович предполагал поработать в
Иркутске всего один сезон и вернуться на родной
юг, но, как говорится: "Человек предполагает,
а Бог располагает". Жизнь и на этот раз внесла
свои коррективы в человеческие планы. Началась
война. Отъезд на юг стал невозможен. Вместо
одного сезона Иркутскому драмтеатру было
отдано одиннадцать лет! Одиннадцать лет работы
в театре - это целая жизнь, а если за эту
жизнь прожито ещё сорок три жизни на сцене,
что это? Герман в "Тане", Вальстаков в
"Бешенных деньгах", Мишка Буйносов в
"Петре Первом", Протасов в "Детях солнца",
Верлен в "Марии Стюарт", адвокат Петушков в
"Живом труппе", Сергей в "Парне из нашего
города", Ржевский в "Давным–давно", Швандя в
"Любови Яровой", Кутузов в "Фельдмаршале
Кутузове", Облонский в "Анне Карениной",
Тихон в "Грозе", Лопахин в "Вишнёвом
саде", Грозный, Балакирев, Ворошилов, Белугин,
Хлынов… Помимо перечисленных ролей
в 24 года (!) Ситко становится исполнителем
роли Ленина сразу в двух нашумевших спектаклях
Иркутского драмтеатра: "Ленин в 18-ом году" и
"Кремлёвские куранты". Даже в наши дни, подчас
такие жестокие и беспощадные ко всему, что
связано с "революционно–патриотической
тематикой в искусстве", Борис
Александрович не разу не пожалел и не
устыдился того, что соприкоснулся на сцене с
образом "вожака мирового пролетариата". Перед
ним, как актёром стояла задача сыграть не
идола, не партийного вожака, а человека.
Живого, нормального человека. Для того времени
это был прорыв, хотя и весьма опасный… Работу
в Иркутском театре смело можно назвать
творческими университетами Бориса Ситко.
Именно Иркутский драмтеатр и его
художественный руководитель Н.А. Медведев
умело "огранили" природный талант артиста.
Позже на вопрос о своём театральном
образовании Борис Александрович часто отвечал:
"Иркутский Драматический театр".
1948 год
становится поворотным годом для Бориса
Александровича Ситко. Он приезжает в
творческую командировку в Москву. Наивно было
бы предположить, что после несостоявшейся
учёбы – работы у Рубена Симонова Борис Ситко
решил раз и навсегда оставить мечты о работе в
столичном театре. По приезде в Москву он
показался в ряд столичных театральных трупп. И
везде был принят! Его приглашают работать М.И.
Царев в Малый театр, Ю.М. Завадский в театр
им. Моссовета и А.Д. Попов в Центральный театр
Красной Армии. Выбор был весьма сложный. Всё
решила встреча "сибирского медведя", прозвище,
полученное в Иркутске, и Алексея Дмитриевича
Попова. "Сибирский медведь" стоял в кабинете
Попова в лучшем костюме и в… валенках. После
просьбы Попова крикнуть что-нибудь, комнату
сотрясло раскатистое таёжное ого-го!!! С этого
"ого-го" началась новая эра в жизни Бориса
Александровича – он стал актёром Театра
Красной Армии. Театра, которому было отдано 45
лет жизни. До самого конца. В этом театре он
обрёл не только роли и звания, но настоящего
Режиссёра и Учителя в лице Алексея Дмитриевича
Попова. Сразу после прихода в ЦТКА,
переименованный позже в Центральный
Академический театр Советской Армии, Борис
Александрович получил две роли, ставшие его
визитной карточкой: роль Ленина в спектакле
"Незабываемый 1919-й" и роль Ушакова во
"Флаге адмирала". В 1950 г. в жизнь Бориса
Александровича входит кинематограф. Легенда
отечественной кинематографии - Михаил
Колотозов утверждает его на роль Косты Вары в
своём фильме "Заговор обречённых". За эту роль
и за театральную роль Ушакова Борис
Александрович в 36 лет получает сразу две
Сталинские премии. Затем к наградам
прибавляется и звания – вначале Заслуженный
артист РСФСР, а в последствии и Народный
артист РСФСР.
К сожалению, несмотря на триумфальное начало,
роман с кино у Бориса Ситко в полной мере не
сложился. Если в театре были сыграны сотни ролей,
то в кино чуть больше десятка. Наиболее известные
из них Коста Вара в "Заговоре обречённых", Дымов в
"Высоте", работы в "Фоме Гордееве", в "Случае с
ефрейтором Кочетковым" и "Звероловах". Трудно
назвать одну–единственную причину, почему
"кинематографический роман" не состоялся. Образно
говоря, в этом виноваты обе стороны. От одних
ролей Борис Александрович отказывался сам
(например, так произошло со знаменитым Огурцовым из
"Карнавальной ночи"), другие "уплывали" не по его
воле: роли в "Цирке" и "Садко" сыграл Сергей
Столяров. Со временем кинематограф и вовсе исчез
из жизни актёра. Сам Борис Александрович считал
себя, прежде всего актёром театральным и
плодотворная работа в театре была для него
важнее ролей в кино. И всё же очень жаль… Жаль,
если подумаешь о том, сколько ролей осталось
несыгранными… Если в кино множество ролей осталось
лишь на карточках-фотопробах, то театр
по-прежнему радовал актёра яркими интересными
ролями. В "Ревизоре" был сыгран Городничий, Кнуров
в "Бесприданнице", генерал Любомиров в "Белой
палатке", Кутузов в "Давным–давно", Веллуто в
"Моей профессии – синьор из общества", наконец,
лейб–медик в "Павле I". Этапной ролью этого
периода стала для Бориса Александровича роль
Пунтилы в вошедшем в анналы театральной
истории спектакле "Господин Пунтила и его слуга
Матти". Театральная критика по достоинству оценила
эту удивительную работу актёра. К счастью,
спектакль был снят на плёнку и хранится в
Госфильмофонде. В 1974 г. Борис Александрович
был приглашён Марком Захаровым в театр им.
Ленинского комсомола на роль Челнокова в спектакль
"Автоград 21". Спектакль имел успех, и Борису
Александровичу предложили перейти в труппу
"Ленкома".Но Ситко остался верен родному ЦАТСА.
К
сожалению, в последние годы театр не радовал
актёра новыми ролями - из прежних работ Бориса
Александровича в репертуаре театра остались только
две роли: Веллуто в "Моей профессии - сеньор из
общества" и лейб–медик в "Павле I". В театр
пришло молодое поколение актёров и режиссёров и
"старая гвардия", по законам жанра, уступила им
место. Жизнь, есть жизнь, но только вряд ли можно
найти актёра, не мечтающего о новой роли в любом
возрасте. Более того, возраст для этого не только
не помеха, но и помощник – носитель уникального
многолетнего опыта. Нельзя не упомянуть и ещё об
одной очень важной части театральной жизни Бориса
Ситко. Борис Александрович участвовал во
всех шефских поездках Театра Советской Армии по
военным частям, в том числе побывал с гастролями в
Чернобыле, Афганистане, Германии. Борис
Александрович Ситко умер 10 августа 1994 г.
Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Жена
Б.А.Ситко - Татьяна Фёдоровна Рябчук-Ситко, актриса, режиссёр, педагог
по технике речи актёра; брат
Б.А.Ситко - Георгий Александрович Ситко (1922-1997), народный артист
Карельской АССР; дочери Б.А.Ситко - Елена Борисовна Ситко, заслуженная
артистка России, актриса Театра им. Пушкина, Ольга Борисовна Ситко
- режиссёр телевидения; внучка Б.А.Ситко -
Мария Ситко, актриса театра "Современник".
Фильмография:
1. Заговор обречённых - 1950 - Коста Вара 2.
Спортивная честь -
1951 3. Земля и люди - 1955 4. Случай с ефрейтором
Кочетковым - 1955 5. Пролог - 1956 6. Высота - 1957
- Дымов 7. Звероловы - 1958 - Жарков 8. Фома Гордеев - 1959 9.
Простая
история - 1960 10. Сердце не прощает - 1961 11.
Чудак – человек - 1962 12. Господин Пунтила и слуга его Матти
- 1974 - Пунтила
Материалы предоставлены Анастасией Семенихиной,
внучкой Бориса Ситко. Фотографии из
семейного архива Бориса Александровича Ситко. |