Народная артистка СССР (1960), лауреат Сталинской
премии (1952). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Лауреат премии им. К.С.Станиславского (1995). Герой Социалистического труда
(1975). Родилась 23 ноября 1905 г. в Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента
(отец) и зубного врача (мать). По словам Степановой, у неё "никогда не было
театральных шатаний, сомнений, по какому пути идти". Учась в московской
гимназии, увлекалась балетом; в 1921 г. была принята в школу при 3-й Студии МХАТ
(курс набирал Е.Б.Вахтангов), которую окончила в 1924 г., сыграв Мэри в "
Битве жизни" по Ч.Диккенсу, Сурмилову в "Льве Гурыче Синичкине" Д.Т.Ленского, бессловесную рабыню, а затем и Адельму
в прощальной вахтанговской "Принцессе
Турандот" К.Гоцци. Посмотрев
"Битву жизни", В.И.Немирович-Данченко предложил перенести
спектакль на сцену МХАТа, а исполнителям войти в состав труппы. Дорабатывал
постановку Н.М.Горчакова К.С.Станиславский. С ним же в её первый сезон службы в
театре (1924–1925) Степановой довелось работать над ролями княжны Мстиславской
("Царь Фёдор Иоаннович" А.К.Толстого, реж. Станиславский и А.А.Санин) и
Софьи ("Горе от ума" А.С.Грибоедова, реж. Немирович-Данченко и
Станиславский; в роли Фамусова - Станиславский). Приход Степановой во МХАТ
счастливо совпал с политикой обновления актёрского состава в текущем репертуаре:
в старые спектакли вводились молодые исполнители. Так, Степановой выпало сыграть
Неродившуюся душу в легендарной "Синей
птице" М.Метерлинка (реж.
Станиславский, Л.А.Сулержицкий, И.М.Москвин). После небольшой роли Мариньки,
невесты декабриста князя Голицына, в спектакле "Николай I и декабристы" А.Р.Кугеля (реж. Н.Н.Литовцева, рук. пост.
Станиславский, 1926) Станиславский вынес вердикт: "Вы становитесь актрисой". Ему
же принадлежат слова: "У нас давно не было такой молодой артистки. Ей предстоит
большая будущность".
Среди ролей Степановой – оригинальных созданий и вводов в уже готовые
спектакли – разножанровые образы: Ивонна ("Продавцы славы" П.Нивуа и М.Паньоля, реж. В.В.Лужский и Горчаков,
рук. пост. Станиславский, 1926), Генриетта ("Сёстры Жерар" В.З.Масса по мелодраме А.-Ф.Деннери и А.Кормона,
реж. Горчаков и Е.С.Телешева, рук. пост. Станиславский, 1927), Аня ("Вишнёвый сад" А.П.Чехова, реж. Станиславский и Немирович-Данченко,
1928), Кинооператор и мисс Сеншейн ("Реклама" М.Уоткинса, реж. Телешева и Б.И.Вершилов, рук. пост.
Немирович-Данченко, 1930), Графиня ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" П.Бомарше, постановка Станиславского, 1931), Шура
("Егор Булычов и
другие" М.Горького, реж.
В.Г.Сахновский, рук. пост. Немирович-Данченко, 1934), Лида Коваль ("Платон Кречет" А.Е.Корнейчука, реж. И.Я.Судаков, 1935), Арманда
("Мольер" М.А.Булгакова, постановка Горчакова, 1936), Бетси
Тверская ("Анна
Каренина" Л.Н.Толстого, реж.
Немирович-Данченко и Сахновский, 1937), Зинаида ("Дядюшкин сон" по Ф.М.Достоевскому, реж. Сахновский и К.И.Котлубай,
рук. пост. Немирович-Данченко, 1938), Ирина ("Три сестры" Чехова, реж. Немирович-Данченко, Литовцева,
И.М.Раевский, 1940), Натали Пушкина ("Последние дни" Булгакова, реж. В.Я.Станицын и В.О.Топорков, 1943).
Многому научившись в ранние годы у Станиславского, Степанова всегда об этом
помнила: "К Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко я попала уже опытной
актрисой, с которой можно было говорить о форме, характерности, образе. Сделал
из меня эту актрису К.С.Станиславский".
Степанова в совершенстве владела мастерством интеллектуальной отделки роли,
умела "оттенять неяркую строгость психологического реализма сталинских времён
своим насмешливым, умным скепсисом" (Р.Должанский). Она тяготела к скупости и
определённости жеста, проявляла интерес к характерности (мечтала сыграть одну из
ведьм в шекспировском "Макбете"), сочетала лиризм со сдержанностью, эмоциональность
с рациональностью и жесткостью, порою саркастическими (Мариэтт в "Воскресении" по Л.Н.Толстому, 1930; Бетси в "Плодах просвещения" того же автора, 1951). После смерти основоположников
МХАТа продолжала создавать примерно по одной новой роли в сезон: Гертруда
("Идеальный муж" О.Уайлда, постановка и режиссура Станицына, 1945),
Джесси ("Русский
вопрос" К.М.Симонова, реж. А.М.Карев
и Г.Г.Конский, рук. пост. М.Н.Кедров, 1947), Ольга ("Три сестры", 1949), Калерия ("Дачники" Горького, реж. В.А.Орлов, рук. пост. Кедров, 1953),
Королева Елизавета ("Мария
Стюарт" Фр. Шиллера, постановка и
режиссура Станицына, 1957), Шарлотта и Раневская ("Вишнёвый сад", 1958 и 1966), Стелла Патрик Кэмпбелл ("Милый лжец" Дж.Килти, реж. Раевский, 1962), Аркадина
("Чайка" Чехова, постановка и режиссура Б.Н.Ливанова, 1968),
Принцесса Космонополис ("Сладкоголосая
птица юности" Т.Уильямса, постановка
и режиссура В.Н.Шиловского, рук. пост. О.Н.Ефремов, 1975), Авдотья Назаровна
("Иванов" Чехова, постановка и режиссура Ефремова, 1976),
Любовница ("Всё
кончено" Э.Олби, постановка и
режиссура Л.М.Толмачёвой, 1979), Госпожа Пернель ("Тартюф Мольера", постановка А.В.Эфроса, 1981),
Каренина ("Живой труп" Л.Н.Толстого, постановка Эфроса, 1982). Последними
её ролями стали Мать в "Серебряной
свадьбе" А.Н.Мишарина и Лика в
"Московском хоре" (1988) в постановках Ефремова.
Ставшая легендой при жизни, последняя из мхатовцев, выходивших на сцену
вместе со Станиславским и репетировавших с Немировичем-Данченко, Степанова в
старости отличалась молчаливостью, подчас переходившей в скрытность,
отказывалась давать интервью. Последний раз появилась перед публикой 26 октября
1998 г. на сцене МХАТа в Камергерском переулке (не одобряя раздела театра, она тем
не менее осталась в труппе Ефремова) на праздновании столетия со дня открытия
Художественного театра.
В кино Ангелина Степанова создала ряд острохарактерных образов. Её героини –
женщины сильные, жёсткие, принципиальные. Дебютировав на экране в 1932 г.
(курсистка в фильме "Мёртвый дом" по Достоевскому), она продолжила сниматься только в 50-е годы,
и появлялась на съёмочной площадке крайне редко. Среди ролей: Ольга Буткевич
("Незабываемый 1919-й год"), Бетси Тверская ("Анна Каренина"), Анна Павловна
Шерер ("Война и мир"), сумасшедшая старуха ("Судьба барабанщика"), миссис Шамуэй
("Бегство мистера Мак-Кинли"), Мария Николаевна ("Всегда со мной"),
художественный руководитель театра ("Двадцать дней без войны"), старуха
("Объяснение в любви"), мать Лагутина ("Скорость"). Последняя работа в кино –
фильм "Запомните меня такой", где Ангелина Степанова сыграла главную
роль-завещание. Вместе с М.И.Прудкиным участвовала в цикле телепередач
"Театральные мемуары", снялась в телеверсиях спектаклей МХАТа "Милый лжец" и "Чрезвычайный посол". Много работала на радио (запись рассказов о старом
МХАТе, стихи А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.). Являлась профессором
Школы-студии МХАТ, членом редколлегии журнала "Театр"; автор ряда заметок и
статей по театральной тематике в периодической печати. Весьма критически
отнеслась в 1960-е годы к сценическим новациям реж. А.В.Эфроса.
Была женой Н.М.Горчакова, затем А.А.Фадеева. В 1995 г.
под редакцией и с
комментариями биографа Степановой В.Я.Вульфа была опубликована ее переписка со
ссыльным поэтом и драматургом Н.Р.Эрдманом.
Умерла Степанова в Москве 18 мая 2000 г. Похоронена
на Новодевичьем кладбище.
Ангелина
Степанова. Большая роль.
Эта хрупкая, интеллигентная и сдержанная женщина готова была голодать, чтобы
выглядеть элегантно. Рисковать семьей и карьерой, чтобы спасти любимого из
Сибири. Терпеть измены, чтобы оставаться главой семьи. Однако актриса Ангелина
Степанова всегда помнила, что главное в её жизни - театр, а остальное - "мимо,
мимо"... Ангелина Степанова родилась 23 ноября 1905 г. в
Николаевске-на-Амуре. Её отец Иосиф Петрович был страховым агентом. Он работал с
утра до поздней ночи, дома бывал крайне редко, не вмешивался в жизнь своих
детей, но был очень чувствителен к их настроениям. Его внутренняя сила, ум,
молчаливая серьёзность передались и Лине. Её мать, Мария Владимировна, была
дочерью директора знаменитой некогда московской фабрики Ролле. Она два года
практиковала в качестве зубного врача, а выйдя замуж, уехала во Владивосток. Она
тосковала по Москве, что не помешало ей целиком отдать себя мужу и троим детям.
Старшая, Ангелина, росла болезненной, её старались не напрягать занятиями, но
тем не менее она много читала, училась музыке и французскому языку. Знала
множество стихов и обожала их декламировать. Лине было три года, когда Степановы переехали в Москву. Супруги
заделались заядлыми театралами - и иногда брали на спектакли Лину. Она буквально
заболела балетом: ходила по квартире на пальцах, пыталась делать балетные па...
В семь лет Лину отдали в гимназию Ржевской. Она училась средне, особенно тяжело
было с математикой, однако на гимназических вечерах Лина Степанова прекрасно
читала стихи, в спектаклях играла главные роли, а на уроках танца, которые вёл
бывший артист Большого театра Чудинов, была лучшей ученицей. В 1918 г.
гимназию Ржевской соединили с мужской семинарией. Занятия разладились -
революция изменила течение жизни. Гимназию - теперь уже школу - Степанова
кое-как закончила в 1921 г. Поступила Ангелина в 3-ю Студию МХТа. Руководитель Студии Евгений
Вахтангов, присутствовавший на третьем отборочном туре, сказал: "Упрямая
девчонка. Мы не возьмем - она ещё куда-нибудь пойдет". Время было тяжелейшее. Голод, холод, грабежи, разруха. Но
студийцы словно не замечали ничего вокруг. В нетронутых роскошных гостиных
переданного Студии особняка Берга на Арбате (на этом месте сейчас Театр им.
Вахтангова) проходила вся жизнь - репетиции, занятия, разговоры... Многие здесь
и ночевали: засиживались допоздна, а ходить по ночным улицам было небезопасно.
От постоянного недоедания Лина, которой не было ещё и шестнадцати, постоянно
была на грани голодного обморока. Однажды Вахтангов заметил её, спящую на
изящном диване и укрытую стареньким пальто. Разбудил и спросил: "Есть хочешь?" У
неё не было сил ответить. Вахтангов протянул ей кусок хлеба и ушёл. Он был уже
тяжело болен - во время репетиций сидел, бледный до прозрачности, в кресле,
обмотав голову полотенцем, едва преодолевая страшную боль и усталость. А на
сцене рождался новый, весёлый и счастливый мир... Дебют Степановой на сцене состоялся в знаменитом спектакле
Вахтангова "Принцесса Турандот". Как часто бывает, совершенно неожиданно: Лину
попросили заменить заболевшую исполнительницу. Роль была крохотная, без слов -
только танец. Но для неё это был праздник. На втором курсе началась работа над
учебным спектаклем по повести Диккенса "Битва жизни". Режиссёром был Николай
Михайлович Горчаков. Левые критики нападали на пьесу, зато её посмотрела вся
театральная Москва. Видел спектакль и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Он
рассказал о "Битве" Станиславскому. Тот только что вернулся в Москву после
двухлетней гастрольной поездки Художественного театра по Западной Европе и США и
задался целью построить новый репертуар и омолодить труппу МХТ. Станиславский
перенёс спектакль на Малую сцену и позвал в Художественный театр Ангелину
Степанову и Николая Горчакова.
Задатки характерной актрисы у Лины обнаружились ещё в Студии. Роли княжны
Мстиславской в "Царе Фёдоре Иоанновиче" и Софьи в "Горе от ума", которые она
сыграла во МХТе в сезоне 1924-1925 года, обнаружили в таланте Степановой
лирическое начало: тоненькая, изысканная Ангелина с огромными глазами на нежном
лице сразу привлекала к себе внимание. Она была полна неукротимого оптимизма.
Получая в первые годы - да порой и потом - только небольшие роли, отдавалась им
целиком, верная завету Станиславского: нет маленьких ролей, есть маленькие
актёры. А быть маленькой актрисой Лина не хотела ни за что. Константин Сергеевич
часто репетировал с нею у себя дома и называл своей любимицей. Каким-то образом
он узнал, что Степанова живёт впроголодь (тогдашний её рацион состоял из чая и
нескольких сухарей). Он подвёл Лину за руку к буфетчику театра, знаменитому
Прокофьеву; и сказал: "Вот тебе наша актриса, смотри, какая она худенькая и
бледненькая, подкорми её". С тех пор каждый раз Прокофьев вместе с чаем давал
Лине свёрток, где оказывалось то яблоко, то пирожок, то конфеты... Как потом
выяснилось, "подкормка" была за счёт Станиславского. Однако, хотя денег было
очень мало, Лина одевалась у лучшей портнихи Москвы Надежды Ламановой - с нею
Лину познакомила актриса Лидия Коренева, одевавшаяся у Ламановой. По негласным
правилам МХТ все актёры театра должны были и вне сцены "держать форму".
Летом 1925 г. МХТ поехал на трёхмесячные гастроли по Кавказу и
югу России. Всё это время Степанову опекал режиссёр Николай Горчаков,
заворожённый её обаянием. Вскоре Ангелина Степанова стала его женой. Их соседями
по коммунальной квартире в Кривоарбатском переулке были сценарист Николай Волков
и его жена, актриса Бэлла Казароза. У Волковых бывали Мейерхольд и Зинаида
Райх, Исаак Бабель, Юрий Олеша, влюблённый в Лину Борис Пильняк. Именно у них в
1928 г. Степанова познакомилась с писателем и драматургом Николаем Эрдманом,
находившимся на вершине славы: им увлекались Станиславский и Мейерхольд, его
друзьями были Бабель, Булгаков и Маяковский. Роман Степановой и Эрдмана начался
сразу и продолжался семь лет. Знали об этом только самые близкие люди -
Степанова никогда не посвящала окружающих в свою жизнь. Она была замужем, он
женат. Они писали друг другу письма, в которых могли сказать то, что не решались
сказать лично... Она понимала, что от жены он не уйдёт, и поэтому не уходила от
Горчакова - хотя с каждым днём отдалялась от него. Летом 1933 г. Николай Эрдман, один из авторов сценария фильма
"Весёлые ребята", был арестован в Гаграх, где шли съёмки. Его приговорили к
трёхлетней ссылке в город Енисейск Красноярского края. Степанова рук не
опустила. Она развелась с Николаем Горчаковым - боялась ему повредить. Он
продолжал любить её всю оставшуюся жизнь. Много лет спустя вторая жена Горчакова
жаловалась, что ночью муж иногда называет её Линой... Горчаков поддерживал
Степанову и тогда, когда она делала всё возможное и невозможное, чтобы спасти
любимого человека. Они писали друг другу. Лина добилась у всемогущего Авеля
Енукидзе свидания с Эрдманом и разрешения на поездку к нему. Енукидзе спросил,
что заставляет её так поступить. Она ответила: "Любовь". И даже угроза ссылки не
остановила Лину. Летом 1934 г. она навестила Николая в Енисейске, что в те
времена было равносильно подвигу. Уступив домогательствам нужного человека, она
добилась перевода Николая Робертовича из заштатного Енисейска в Томск. После
разрыва с Эрдманом в декабре 1936 г. у неё родился сын Саша - о его отце она
старалась не говорить. Однажды она узнала, что жена Эрдмана собирается в Томск.
Понимая, что это будет продолжаться вечно, Степанова нашла в себе мужество не
ответить на очередное письмо. Эрдман ещё долго продолжал писать ей, но она
упорно молчала. Они увиделись через 22 года. Спасение Лина нашла в работе. За последние годы она сыграла
множество ролей - Аня в "Вишнёвом саде", Мариэтт в инсценировке романа
"Воскресение" Льва Толстого... Именно в это время Степанова репетировала роль,
сделавшую её ведущей актрисой Художественного театра: Бетси в "Анне Карениной".
Премьера состоялась в апреле 1937 г., спектакль имел феерический успех. Имя
Ангелины Степановой, только-только вернувшейся на сцену после родов, громко
зазвучало в театральном мире. Её Бетси Тверская превзошла все прошлые успехи
актрисы. Летом 1937 г. Степанова впервые выехала за границу - на гастроли в Париж. В
первый же день, выйдя на улицу (на ней было платье в ярких цветах, последний
крик московской моды), Лина чуть не сгорела от стыда. В Париже носили совсем
другое. Она бросилась в магазины. В одном из бутиков по соседству с отелем нашла
то, что хотела, - строгие платья простого, элегантного кроя. Не думая, она
потратила все свои деньги. Её Бетси очаровала и французскую критику. Но не только этим
запомнились Лине гастроли. В Париже она познакомилась с писателем Александром
Фадеевым, с которым ей было суждено прожить вместе почти двадцать лет. Она
гуляла по парижским улочкам вместе с подругой, актрисой Еленой Елиной, когда им
встретился Александр Фадеев. Он пригласил Лину поужинать - он не произвел на неё
особого впечатления, но она согласилась: все деньги были потрачены на одежду.
Уже через несколько дней Степанову спрашивали, почему Фадеев постоянно сидит в
вестибюле отеля, где жили актёры МХАТа... Они поженились в новогоднюю ночь 1938
г., в Художественном театре. Фадеев и Степанова поначалу жили очень дружно, но им редко
удавалось подолгу быть вместе: она всё время в театре, на гастролях, он тоже
постоянно в делах, разъездах - Фадеев был руководителем Союза писателей. Когда
удавалось, ждал её, обживая новую квартиру, обустраивая дачу в Переделкино.
Хозяйством занималась Мария Владимировна, мать Лины. Денег было мало, но
Ангелина и Александр чувствовали себя счастливыми. А нехватку личного общения им
заменяли письма... Весной 1941 г. Степанова тяжело заболела и впервые не
поехала на гастроли. И переехала с семьёй на дачу - наконец-то она смогла
пожить, как мечтала, с любимым мужем, матерью и сыном. Но началась война. Художественный театр был эвакуирован, Степанова из-за болезни с
театром не выехала и эвакуировалась с семьёй в Чистополь, городок на Каме, где
разместились семьи писателей. Туда очень долго, очень медленно ехали поездом. На
одной из станций, выйдя за кипятком, Лина заметила женщину с потерянным лицом, в
старом, но парижском платье. Это была Марина Цветаева. Они так и не
познакомились: было не до того. Цветаева не смогла остаться в Чистополе и
оказалась в Елабуге. Через месяц она покончила с собой. В Чистополе Степанова сразу же организовала художественную
бригаду из актёров местной труппы, писательских жён и артистов, оказавшихся в
городе. Успех был огромный, но Лина всё равно чувствовала себя оторванной от
настоящей жизни. Узнав, что в Саратове Художественный театр продолжает активно
выступать, она в августе 1942 г. уезжает из Чистополя. Уже осенью МХТ вернулся
в Москву. Там, среди разрухи, холода, постоянных налётов, театр продолжал
работать. Степанова много играла. 14 августа 1944 г. у нее родился второй сын
- Миша. В послевоенные годы, после смерти Немировича-Данченко, театр стал
слабеть. Степанова по-прежнему много играла, но ситуация в театре перестала её
удовлетворять. В личной жизни всё тоже было негладко. Александр Фадеев,
обладавший страстной натурой, был большим любителем женщин, у него постоянно
были романы на стороне. Ангелина Иосифовна предпочитала не замечать развлечений
мужа, но прекрасно о них знала. Если с ней пытались говорить об этом, окатывала
ледяным взглядом - так смотреть умела только она, - и меняла тему. (У Фадеева
была внебрачная дочь Мария от Маргариты Алигер. Когда Мария выросла, она всерьёз
увлеклась театром, и её кумиром стала Ангелина Степанова. Познакомившись с
Мишей, сыном Степановой и Фадеева, своим единокровным братом, она попросила его
познакомить её с матерью, Миша передал просьбу Ангелине Иосифовне. Степанова ни
в чем не могла
отказать сыновьям, сказала, что обязательно познакомится с Марией - как только
найдётся время. Но времени не нашлось...) По мере продвижения по служебной
лестнице - он был Генеральным секретарём Союза писателей, депутатом Верховного
Совета - Александр Фадеев всё больше и больше уходил в себя, стал пить, и жить с
ним рядом было тяжело. Он болел - печень, сердце... Постоянно болели и дети,
особенно Миша. Но Степанова давно приучила себя к мысли, что её личные дела -это
прежде всего театр и лишь потом всё остальное, хотя и муж, и дети значили в её
жизни многое. Александр Александрович часто говорил ей: "Всё, что не главное, -
мимо, мимо", и она твердо усвоила его совет. В их квартире у неё была своя половина, с отдельным входом, и
никому не разрешалось входить туда, кроме определённых часов - после спектакля.
Степанова была главой семьи. Ни занятость Фадеева, ни его проблемы не могли
помешать ему исполнять просьбы - скорее, приказы - Ангелины Иосифовны. Он водил
детей в школу, ходил на родительские собрания, беспрекословно выполнял все её
пожелания, так же, как она - все пожелания детей. В средствах семья не была
ограничена - "Молодую гвардию" печатали колоссальными тиражами. Какие бы бури ни
случались, Степанова оставалась всегда элегантной. Такого вкуса, умения носить
вещи и потрясающей фигуры не было ни у кого. Она одевалась у лучших московских
портных, старалась не покупать готовую одежду: считала, что сшитые специально
для неё вещи сидят лучше и больше соответствуют её пониманию того, что значит
хорошо одеваться. Она могла себе позволить наряды из лучших французских бутиков
- Фадеев часто бывал за границей. Hо Степанова никогда не просила его покупать
одежду: её интересовали фасоны, ткани, цвета, но платья она заказывала в Москве,
подробно и со знанием дела объясняя, как надо шить. Туалеты у неё были
бесподобные - и при этом ничего экстравагантного, кричащего, всё очень
сдержанно, изысканно, просто и очень элегантно. На её фоне любая модница
выглядела вульгарно. Степанова крайне редко появлялась в обществе с Фадеевым. Во время 50-летия
Фадеева литературная и театральная Москва гадала: придёт ли Степанова на
торжественный банкет? Ведь Фадеев открыто "крутил" с парикмахершей из ЦДЛ.
Ангелина Иосифовна никак не показывала, что её волнует поведение мужа. По её
настоянию банкет устроили в "Метрополе" (а не в ЦДЛ, как предполагалось
вначале). Она появилась под руку с Александром Александровичем, в строгом
вечернем платье, и присутствующие были сражены: настолько красивой, элегантной и
молодой выглядела Степанова. Жена Александра Твардовского поперхнулась. Жена
Леонида Леонова с завистью спросила у соседки, где одевается Степанова. Ангелина
Иосифовна посидела минут пятнадцать - и уехала, сославшись на репетицию.
Весть, которую никто не решался сообщить Ангелине Иосифовне,
пришла 14 мая 1956 г. в Белград, где тогда гастролировал МХАТ. После спектакля
её посадили в машину и увезли в Будапешт. Сказали, что Фадеев тяжело заболел.
Прямых рейсов на Москву тогда не было, надо было добираться через Венгрию. В
Будапешт приехали около четырёх утра. В советском посольстве никто не спал -
ждали Степанову. Её встретили, отвезли в отель передохнуть. Самолёт на Москву -
через Киев - улетал около девяти утра. Степанова лежала в номере и мучительно
старалась понять, что произошло. Стоянка в Киеве длилась около сорока минут. Все
ринулись покупать газеты. У Степановой не было ни копейки - только несколько
югославских динаров. Она попросила стюардессу одолжить монетку и пошла за
газетами. В "Правде" на третьей полосе увидела портрет Александра Александровича
в траурной рамке... С самолёта она сошла с газетой в руках.
Встречающие молчали. В тот же
день она получила письмо от Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой: "Дорогая Лина!
Обнимаю тебя, всеми мыслями и всем сердцем с тобой... Что сказать тебе? Надо
перенести и это всё со всем твоим мужеством, со всей твоей жизненной силой.
Целую крепко, твоя Ольга Леонардовна. Если захочется повидаться, позвони мне.
Прости мои каракули". У гроба она стояла рядом с Шуриком и Ольгой Андровской,
знаменитой актрисой, своей самой близкой подругой. Александр Фадеев застрелился 13 мая 1956
г. на даче в Переделкино.
Он оставил письмо, которое Степановой не показали. Что там было написано, она
узнала вместе со всеми, в начале 90-х, когда письмо опубликовали. Фадеев обвинял
советское правительство в уничтожении советской литературы, геноциде лучших еёё
представителей. О Лине не было почти ничего - только просьба простить его...
После похорон Степанова вернулась в Белград. Через два дня она
была в театре, удивив всех своей выдержкой. Самолёт из Будапешта приземлился за
два часа до спектакля. Степанова молча прошла к себе в гримуборную и так же
молча, не слушая соболезнований, вышла на сцену. На следующий день в "Трёх
сёстрах" она играла Ирину. Первую фразу - "Зачем вспоминать?" - она произнесла с
обычной легкостью. Зал вздрогнул. После спектакля она долго сидела запершись в
гримуборной. Она понимала, что спасение теперь только одно - МХАТ. И никто не
узнает, чего стоит ей спокойная замкнутость... Новые роли - Елизавета в пьесе Шиллера "Мария Стюарт", Шарлотта в
"Вишнёвом саде". МХАТ находился в состоянии затяжного кризиса.
Степанова начала репетировать с Анатолием Кторовым, одним из
последних оставшихся в труппе "стариков", пьесу Джерома Килти "Милый лжец". Этот
дуэт станет художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов в роли
Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл имели успех,
пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых героев. И это при том, что в то
же самое время эту же пьесу (хотя и в другом переводе) в Театре имени Моссовета
играли Ростислав Плятт и Любовь Орлова. Роль была близка Ангелине Иосифовне -
Патрик Кэмпбелл стойко переносила жизненные трудности, в ней пленяли сила и
выносливость. Была создана телеверсия спектакля - её показывают до сих пор.
Небольшие роли в кино, записи на радио... Постепенно Степанова стала уставать. В
1994 г. она решила уйти из театра. Новых ролей не было, старые
спектакли, в которых она была занята, одряхлели. "Тартюф", поставленный
Анатолием Эфросом, когда-то весёлый и роскошно костюмированный (она играла
госпожу Пернель), развалился, хотя она по-прежнему доставляла наслаждение
зрителям чистотой слова. В "Серебряной свадьбе" Мишарина роль у неё была
крохотная. На первых спектаклях "Московского хора" Петрушевской она замечательно
сыграла героиню по имени Лика - жёстко, с новым острым ощущением психологической
правды, но после болезни играть Лику было уже тяжело. "В театре мне стало неинтересно", - сказала
она, подавая заявление об уходе. Её особо не удерживали, и МХАТ остался без
своей самой выдающейся актрисы, последней из игравших со Станиславским. Она
целиком отдалась семье. В её доме сохранялся неизменный тихий и интеллигентный
дух. Она не позволяла себе ходить по дому неодетой, в халате и тапочках. Только
изящные туфли, прекрасно сшитые костюмы, неизменно превосходная причёска...
Через несколько лет умер Шура, обожаемый старший сын. Пьющий, безалаберный,
непутёвый, любимец женщин, много раз женатый, когда-то необыкновенно красивый,
добрый человек, последние годы он жил за городом с женой Надей, внучкой Сталина,
и множеством собак. Миша, младший, умолил мать не ходить на похороны. Умный и тонкий человек, хорошо знающий все черты её характера, он
боялся, что она этого не выдержит. Друг сына, литератор Саша Нилин, написал
небольшой некролог в его память. Там были слова, которые показались ей
необыкновенно точными, и Ангелина Иосифовна не расставалась с этим недолгим
текстом. Всё это осталось в ней - детство Шуры, его юность, проведённая в
Переделкине на огромной фадеевской даче, той самой, где он застрелился, когда её
не было рядом. Ангелина Иосифовна очень тяжело переживала
смерть сына. Она часами молча сидела за столом и курила. В её жизни больше не
было театра, где она могла залечить любые раны... Но родной театр не стал ей
чужим. В 1995 г. во МХАТе отметили её 90-летие - скромно и очень красиво. Было много цветов, заполнивших небольшую трёхкомнатную квартиру.
Ангелина Иосифовна попросила отвезти цветы на Новодевичье кладбище - на могилы
Александра Фадеева и мхатовцев. А
когда в 1998 г. отмечали столетие Художественного театра, она специально
ездила к Славе Зайцеву, который выбирал ей платье. Степанова сразила зайцевских
манекенщиц - она сохранила потрясающую фигуру, с крайней тщательностью и вкусом
выбирала платье, её движения были удивительно изящны. А ей было 93 года!...
Последние годы она редко выходила из дома, встречалась лишь с несколькими
людьми, к телефону подходила в определённые часы. 13 мая, в день смерти
Александра Фадеева, не общалась ни с кем. Но раз в две недели приезжала в театр
- сделать причёску, узнать, что происходит... Она не могла забыть годы, когда по дороге на
репетицию любила наблюдать, как по утрам у касс в проезде Художественного театра
выстраивались длинные-длинные очереди за билетами. Но помнила и пятидесятые
годы, когда сборы упали, зритель не шёл во МХАТ. Слухи о том, что в театре стали
поговаривать об уходе Ефремова, очень взволновали её. Фамилии тех, кто может
прийти на смену, которые ей называли, не успокаивали. "Если Ефремов уйдёт, надо
менять название. Это уже совсем не МХАТ будет. У меня к Олегу много претензий,
но он очень крупный человек, и он художник, а все эти... только актёры", - и она
презрительно усмехнулась. "Давно это уже не мой театр, но МХАТ всё равно во мне, - призналась как-то
вдруг она. И сразу сменила тему разговора: - Сегодня много агрессии в людях.
Люди с нечистой совестью обычно резко агрессивны. А у тех, у кого есть сознание
своей правоты, нет ни привычки, ни желания защищать себя...". И снова
погрузилась в себя. В конце жизни у неё спросили,
можно ли назвать её счастливой. Она ответила: "В моей жизни было много горя и
бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый
день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую". Умерла
Ангелина Иосифовна 17 мая 2000 г. - во сне. Её похоронили на Новодевичьем
кладбище, в одной могиле с мужем, Александром Фадеевым. Он всегда говорил про
неё: "Таких, как Лина, не бывает на свете".
Виталий
ВУЛЬФ
Фильмография:
1. Мёртвый дом - 1932 - курсистка 2.
Незабываемый 1919-й - 1951 - Ольга Буткевич 3. Анна Каренина
- 1953 - Бетси Тверская 4. До свидания, мальчики - 1964
- мать Володи 5. Война и мир - 1967 - Анна Павловна
Ширер 6. День за днём - 1972 7. Бегство мистера Мак-Кинли
- 1975 - миссис Энн Шамуэй 8. Они сражались за Родину
- 1975 - старая казачка 9. Всегда со мною - 1976 - Мария
Николаевна 10. Двадцать дней без войны - 1976 - художественный
руководитель театра 11. Милый лжец - 1976 - Патрик Кэмпбелл 12.
Повесть о неизвестном актёре - 1976 - Мария Бенедиктовна 13.
Судьба барабанщика - 1976 - сумасшедшая старуха 14. Объяснение
в любви - 1977 - старуха 15. Чеховские страницы - 1977 16.
Скорость - 1983 - мать Лагутина 17. Запомните меня такой
- 1987 - Мария Ивановна Киреева
Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет" Персональный
сайт Виталия Вульфа ("Ангелина Степанова. Большая роль") Сайт "Характерные
актёры российского кино" Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
с персонального сайта Виталия Вульфа, с сайта "Характерные актёры российского
кино", БСЭ, сайта канала "Культура" и из архива автора.