На главную
страницу

Инна Ульянова
30.06.1934-09.06.2005

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Инна Ивановна УЛЬЯНОВА

Инна УльяноваНародная артистка России. Лауреат Государственной премии России (2000 - за театральную работу).
   Инна Ивановна Ульянова родилась 30 июня 1934 г. в Москве. Её отец был известным горным инженером, а мать всю жизнь занималась строительством дорог. "Папа был просто неподражаем - очень хорош собой, шикарно танцевал, играл в бильярд и шахматы, красиво ухаживал за женщинами. Дамы от него млели, даже когда ему было за восемьдесят. Перед войной его назначили начальником треста "Ворошиловградуголь", - вспоминала актриса, - так что моё детство началось с эвакуации - мы переехали в Новосибирск. Естественно там, в глубинке, в эти тяжёлые дни я понятия не имела, что такое кино и театр. Откуда взялось убеждение, что я должна непременно стать артисткой, не знаю. В первый класс я пошла в сорок третьем году. Вообще-то меня хотели отправить в школу на год раньше, когда мне было семь лет, но я упёрлась - и ни в какую! Да и на следующий год всё было не слава Богу. Инна Ульянова в фильме "Карнавальная ночь" Родители тогда жили в Кемерово, так что к первому сентября меня готовили бабушка и дедушка. Утром, перед торжественной линейкой, я спряталась и не пошла на неё. Тогда я была уверена, что будущей актрисе вовсе не обязательно учиться в школе. "Нужен только талант", - заявила я, чем окончательно "добила" бабушку. Но она всё-таки дозвонилась папе, и тот каким-то образом меня припугнул. Я вынуждена была послушаться. В этом же году стало ясно, что Москву всё-таки отстояли, и наша семья переехала в столицу. Там я и продолжала учиться".
  Отец хотел, чтобы дочь пошла по его стопам. Но весь её восторженный, романтический характер противился инженерному будущему, и Инна с детства заявляла, что будет "артистичкой". А кроме того, её окружали люди кино. "Мы жили в доме Совета Министров, где три подъезда были отданы известным кинематографистам. Почти каждый день я встречала Вячеслав Тихонов и Инна Ульянова в фильме "Семнадцать мгновений весны" Макарову и Герасимова, Ладынину и Пырьева. Я видела живого Алексея Консовского, который тогда только что сыграл Принца в "Золушке" и в которого были влюблены все девочки СССР. Разумеется, после школы я отправилась в Щукинское училище".
   Узнав о решении дочери идти в театральный, мама упала в обморок, а папа философски заметил: "Да ты посмотри, какая она маленькая, худенькая, кто её возьмет, она провалится, и мы устроим её в горный". Шансов у Инны было немного. Она была совсем ребёнок, со светлой косичкой (она столько раз красила волосы, что мало кто знает, что она - блондинка), да и театральные кружки она не посещала. Первый "тест" - прозу - ей даже не дали дочитать до конца. Потом она стала громко - как научили другие абитуриенты - Инна Ульяновачитать басню Крылова. Но, как оказалось, заучила её Инна Ульянова автоматически. И только на экзамене до неё стал доходить смысл происходящего у Крылова! Она читала и заливалась смехом на каждой строчке. Члены комиссии подняли головы, потрясённые такой оригинальной интерпретацией. Стихотворение было ещё круче. Она выбрала не популярного Пушкина, а малоизвестное стихотворение Ходасевича. Там был и "грошовый дом свиданий", и "сомнительные девы в непотребном хороводе". Комиссия вновь встрепенулась.
   В результате её подозвал двухметровый красавец (студент-старшекурсник, а в последствии известный театральный актёр Сатановский): "Ты, худенькая, иди сюда. Комиссия решила, что ты талант. Но если через полгода разочаруешь - тебя выгонят". "В тот момент, правда, главным был не смысл этой фразы, а то, что со мной разговаривал такой мужчина. - признавалась Инна Ивановна. - Впрочем, мальчики в нашем училище были тогда как на подбор - Василий Лановой и Юрий Яковлев, Олег Стриженов и Василий Ливанов, Михаил Державин и Александр Ширвиндт. На курсе у нас периодически возникали романы, но это были невинные гимназические влюблённости. До настоящей любви дело не доходило. Может быть потому, Инна Ульянова в фильме "Покровские ворота" что мне всегда нравились мужчины намного старше меня - седовласые, небольшого роста, но умные и порядочные, которые способны защитить и оградить от проблем. Именно такими - спокойными и надежными - были все мои мужчины. Ну нам, конечно, далеко не всегда легко удавалось ужиться под одной крышей - они не были одной со мной профессии".
    Первой настоящей любовью Инны Ульяновой стал известный сценарист. "Когда мы познакомились, - вспоминала она, - мне было 26 лет, а ему за пятьдесят. Правда, до встречи с ним я была замужем, но вскоре поняла, что брак и любовь - это разное. А вот увидев его - невысокого, седовласого, с аквамариновыми глазами, - я сразу влюбилась. Помню, как в Ленинграде он первый раз пригласил меня на свидание - в кафе гостиницы "Европейская". С одной стороны, всё было как в американском фильме: знаменитый немолодой сценарист и начинающая актриса. И одновременно так чисто, так невинно: я пришла с подругой (!), он угощал нас неведомыми яствами. Инна Ульянова и Леонид Броневой в фильме "Покровские ворота" Я была совершенно околдована тем, как он говорил, казалось, что эти бесконечно умные слова он получал откуда-то свыше, чуть ли не от самого Всевышнего! А в конце вечера он пригласил меня... в цирк. Словно знал, как я обожаю цирковое искусство, где все по-настоящему, на грани жизни и смерти. Вот так началась наша любовь. И он как зрелый человек открывал передо мной и любовь, и понимание мира, и..." Впрочем, так в её жизни повторялось всегда. Она не признавала ровесников, молодёжь. Ей говорили: "Погоди, повзрослеешь, станешь заглядываться на двадцатилетних". Ничего подобного! Даже в зрелом возрасте она тянулась к мужчинам старше её. "В отношениях главное - общение, игра ума, флирт и... духовка. В смысле духовности, общности душ. - говорила Ульянова. - К тому же любовь для меня - это некий спектакль. Ведь я - актриса. И каждый новый роман - новая пьеса. Только жанр один - трагикомедия, где от великого, трагического до смешного - один шаг. Так уж, видно, мне на роду написано".Инна Ульянова в фильме "Покровские ворота"
   В 1957 г. Инна Ульянова окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина и свою творческую биографию начала в Ленинградском театре комедии под руководством Николая Акимова. У него она играла героинь и лирических, и характерных, и комедийных. Мастер умел подчеркивать красоту и женственность своих актрис, сам придумывал им костюмы, подчёркивая их грацию и формы. Когда началась "антиакимовская" кампания, Ульянова не смогла оставаться в Ленинграде и в 1963 г. вернулась в Москву, где оказалась у истоков Театра на Таганке.
  В 70-е годы Инна Ульянова влюбилась в потрясающего человека - французского лётчика Жан-Пьера Константена. Вот как сама актриса рассказывала Инна Ульяноваоб этом романе: "Он воевал в нашей армии в составе легендарной эскадрильи "Нормандия-Неман", прыгал из горящего самолёта, пережил тяжелую контузию, плен... Он очень любил Россию, считал её второй родиной, часто приезжал сюда, классно говорил по-русски. В один из его приездов мы и встретились. Героический француз сотрудничал с журналом "Техника молодежи", а у меня был хороший друг, который работал в этом издании. Он и пригласил Костю, как я его потом называла, к нам в гости. Я, конечно, не возражала, только попросила привезти что-нибудь из еды - в стране вечного дефицита вопрос харчей всегда звучал актуально. Когда я открыла дверь, первые слова, которые я услышала, были чисто русскими: ":вашу мать, как же трудно у вас поймать такси!" "О! - отвечаю, - Я волнуюсь, заслышав французскую речь!.." Для меня он был олицетворением настоящего мужчины - честнейший человек (он даже никогда на мог соврать по телефону, что меня нет дома!), рыцарь... Инна Ульянова в фильме "Покровские ворота" А наша любовь - в высшей степени романтичная история... Я чувствовала его рядом, даже когда мы были в разлуке. Представляете, когда он уезжал во Францию, мы ежедневно писали друг другу письма, а иногда по два письма в день. И так в течение пяти лет! Но его письма - это не просто отчёт о том, где был, что случилось. Это были настоящие стихи в прозе, полные любви. Так, наверное, писал Роксане Сирано де Бержерак... Для него не существовало сложностей быта. Он умел быть благодарным за всё. Скажем, приготовленные мною жареная картошка с селёдкой приводили его в восторг. Про гречневую кашу он говорил: "У нас этим кормят курочек", но ел с таким аппетитом! А однажды он приехал, когда меня не было дома. Ключи от моей квартиры у него, конечно, были. Он вошёл, подождал меня и, не зная, когда я вернусь, решил сходить в гости к приятелю - знакомых в Москве у него было очень много. Вернувшись домой, я увидела на кухне салфетку, на которой было написано: "Люблю!" И чуть ниже: "И как люблю!"... В другой раз он приехал на 8 Марта. Зашёл в комнату и говорит: "Закрой глаза, Я хочу посадить тебя на цепь". И надел мне на шею золотую цепочку. Оказалось, это самая дорогая для него реликвия - цепочка его матери. Я храню её до сих пор, хотя в трудные времена порой возникало искушение продать её. Но, наверное, это будет последнее, с чем я расстанусь... В те времена не то что выйти замуж, а просто любить иностранца было очень сложно. Мой друг это понимал и даже старался шутить по этому поводу: "Ину! Не переживай, меня во Франции давно считают русским шпионом!"... А, может быть, виной всему моя трусость и страх перед неведомым Инна Ульянова будущим. Но главное, конечно, это моя профессия. Свяжи я с ним свою судьбу - мне пришлось бы отказаться от всего, чего я достигла. Подозреваю, что в глубине души я всегда знала, что так поступить не смогу. Наверное, поэтому на всех сделанных им фотографиях я получалась грустная, задумчивая - такой меня никто не видел в кино. Наша любовь закончилась неожиданно. Я получила от племянника моего друга (это его единственный родственник) письменное сообщение о скоропостижной смерти дяди. Хоронили его как героя. Я не могла попасть на похороны. Но где находится могила, мне известно, и, если доведётся поехать во Францию, я обязательно приду на это место... А его писем больше нет: однажды в момент депрессии я взяла эти бесценные письма - они у меня были рассортированы по месяцам и годам - и знаете, что сделала? Сожгла в камине! Понимаете, да? Пачку за пачкой. Вот так... Все пять кило!"
   В Театре на Таганке Инна Ульянова играла в спектаклях: "Добрый человек из Сезуана" (домовладелица Ми Тци, старая проститутка), "Десять дней, которые потрясли мир", "А зори здесь тихие" (хозяйка), "На дне" (Квашня), "Обмен" (Лена) Инна Ульяноваи др. Когда Юрий Любимов вернулся из эмиграции и "Таганка" раскололась на два лагеря, Инна Ивановна осталась на стороне Николая Губенко и Леонида Филатова и в 1993 г. вошла в труппу театра "Содружество актёров Таганки". Играла в театре Василия Ливанова "Детектив" ("Ловушка для одинокого мужчины"), у Александра Яцко ("Генрих IV", "Ричард II"), антрепризах Михаила Козакова и Сергея Арцибашева ("Женитьба"). За последний спектакль, в котором Инна Ивановна исполнила роль свахи Фёклы Ивановны, удостоена Государственной премии России.
   В кино Инна Ульянова снималась с 1956 года. В основном, в эпизодах. Первый раз она мелькнула в знаменитой "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова. Но лучший из её эпизодов - образ пьяной Дамы с лисой в телесериале "Семнадцать мгновений весны". Поначалу актрису узнавали именно по этой роли. Но в 1982 году она сыграла самоуверенную и полную обаяния Маргариту Павловну из "Покровских ворот" и стала безумно популярной. "Милочка!" - восклицала она на всю коммуналку, и ни один человек, едва знакомый с историей нашего кино, эту "милочку" не забудет.
Инна Ульянова    "Однажды я был у неё в гостях. - вспоминает актёр Анатолий Равикович, её партнёр по фильму "Покровские ворота". - Она жила одна в крохотной квартирке, любовно ею обставленной. На кухне висели занавесочки по моде тех лет - с красными квадратиками на белом фоне. На стенах висели ложки - она ведь собирала деревянные ложки и дощечки для готовки. Она очень любила дом и по-женски за ним ухаживала. Когда я пришёл к ней в гости, она приготовила замечательный обед. Инна очень волновалась во время работы над ролью Хоботовой. Ведь, хотя она была опытной артисткой, это была её первая большая роль в кино. Отношения на площадке у нас были замечательными. Мы помогали друг другу: "Вот это у тебя получилось, а этот эпизод надо проработать". Она была человеком очень жизнелюбивым, с колоссальным чувством юмора, очень мужским, поскольку женщины очень любят смеяться, а смешить умеют нечасто".
   Но после "Покровских ворот" на экране она не стала появляться чаще, хотя были такие заметные работы, как в фильмах "Где находится нофелет?", "Когда опаздывают в загс", "Наша дача", "Мсье Робина", в сюжетах "Ералаша" и ряде комедийных короткометражек.
   Впрочем, была ещё одна роль: в конце 90-х Инна Ульянова стала "фирменным лицом" порошка "Comet", тётушка смахивающая на фрекен Бок. Инна УльяноваНу вот как это у неё получалось? Она была неподражаемой, словно этот самый порошок существовал на свете только для того, чтобы она могла показать на экране, на что способна. Инна Ульянова и из этого ролика создала маленький шедевр. Увы, последний из тех, которые увидела вся страна...
   В последнее время актриса стала появляться на телеэкране не только играя чужие судьбы, но и помогая другим людям решить их житейские проблемы. Ульянова вела на ТВ телепрограммы "Дело хозяйское" и "На здоровье".
   "Я верю в судьбу, а во всяких там черных кошек не очень-то. - говорила актриса. - Например, в сумочке у меня обычно лежит каштан - считается, что он приносит деньги. Но, наверное, я ношу не тот каштан! Впрочем, всё это мелочи. По-настоящему изменить судьбу сложно. Если уж не судьба - значит, не судьба. Актёрская профессия женщину в чём-то обделяет. Потому что все усилия направлены на творчество. Может быть, в этом присутствовала некоторая доля легкомыслия. Мне казалось, что все эти встречи, романы будут Инна Ульянова и Алексей Жарков в спектакле "Про Федота-стрельца, удалого молодца" бесконечны - как жемчужины на длинной нитке. Возможно, мне надо было больше внимания уделить именно женским проблемам, родить детей... Возможно. Но всё равно пожаловаться на свою жизнь я не могу. Меня всегда окружали только достойные мужчины, и мне было хорошо с ними. Но, как всегда, для меня главное в том, что продолжается моя актёрская жизнь... Мне не знаком трепет, возникающий при слове семья, дом, бабушка, дедушка, папа, мама, детки, племянники. Я знаю, что родственники - это кровососы, которые только ждут от тебя подарков. Я просто не домашняя женщина, такое понятие чаще встречается у мужчин, а тут и мне досталось. Может я Дон Жуаном была в прошлой жизни: "Дон Жуан не лгал любимой, что был он в первый раз влюблён". Так же и я каждый раз влюбляюсь впервые и очень счастлива этой каждодневной возможности любить. Жизнь удивительно коротка - это банально, но это так, и если ты каждую её минуту воспринимаешь, как чудо, пусть обыкновенное - значит все в порядке. Инна Ульянова. Дружеский шарж.У меня никогда не было космических запросов. Если ты просыпаешься утром, и светит солнце, или идёт дождь, если ты настроен радоваться, если у тебя есть хорошая книга, добрые друзья, работа, которая позволяет кушать и одеваться, если тебе везёт в картах, да ещё и в любви: вот это, как говорят у нас на Украине: "Це есть мёд и компот!". Как говорится: "Жизнь сложна, но чересчур, и даже удивительна, но слишком, и все-таки жизнь прекрасна", - ну а хреноватые обстоятельства мы как-нибудь переживём..."
   Роль Элеоноры Яковлевны в детективном сериале "Даша Васильева. Любительница частного сыска" стала последней в жизни Инны Ивановны. Она играла свекровь Даши Васильевой и испытывала к ней неприязнь. Но Ульянова играла эту роль очень захватывающе, даже с элементами некого озорства. Казалась сумасшедшей. Элеонору Яковлевну не долюбливало всё окружение Даши. По мистическому совпадению, в сериале героиня Ульяновой умерает, попробовав отравленные конфеты, которые были предназначены Инна Ульянова в рекламе порошка "Comet"Даше Васильевой. Парадокс? Инны Ивановны не стало 9 июня 2005 года.
   До последних дней она выглядела прекрасно, гордилась своей стройной фигурой и каждое утро начинала с долгих процедур ухаживания за лицом. Никто не знал, что здоровье Инны Ивановны совсем неважное. Инна Ульянова жила одна. Она несколько раз была замужем, охотно рассказывала о своих романах, с удовольствием кокетничала и гордилась тем, что на неё по-прежнему обращают внимание мужчины. Детей у неё не было. Мысли о возрасте она гнала прочь. В день своего 70-летия скрылась от всех, несмотря на то, что любила быть в центре внимания.
"Я люблю работать радостно", - говорила она когда-то в одном из интервью. Так и работала до последнего дня - радостно. Несмотря на свои болячки... несмотря на это, она не сдавалась, продолжала ездить на гастроли. Вот и с 10 по 15 июня 2005 года собиралась улететь в Коми со спектаклем "Французская кадриль". Но увы: вечером 9 июня актрисе стало плохо... В 23.15 она скончалась на 71-м году жизни.
   Похоронили Инну Ульянову на Ваганьковском кладбище рядом с могилой отца.


Величина намного большая, чем все мы  

   Энергичная, подтянутая, напористая, Инна Ульянова заботилась о своём здоровье фанатично. Питалась мало и правильно, Александр Калягин, Инна Ульянова и Дмитрий Астрахан на съёмках фильма "Леди на день" отказывалась от любых нагрузок и категорически не принимала мобильную связь. Каждый год ездила в санатории. Каждое утро тратила не менее двух часов на гимнастику, массаж лица, кремы, причёску. К семидесяти годам сохранила прекрасную фигуру, играя Бабу-Ягу в инсценировке филатовского Федота-стрельца, смело и даже слишком раскованно танцевала танго, бросая вызов и возрасту, и ханжеству. Зал неистовствовал. В Ульяновой жила непреодолимая потребность нравиться. Она обожала кокетничать, прикидываться слабой, провоцировать на комплименты. Очень смешно рассказывала о том, как во дворе за ней ухаживает дряхлый генерал с трясущейся головой. Но, значит, я все ещё вызываю желание! - заключала актриса и заливисто хохотала.
   Оседлав счастливого конька - образ незабвенной Маргариты Павловны Хоботовой из "Покровских ворот", Ульянова заняла лидирующие позиции в этом амплуа. Роли предприимчивых тёток, не признающих компромиссов, стали её визитной карточкой. "Сейчас я вряд ли Инна Ульяновасмогу сыграть что-нибудь душещипательное, потому что никто же не поверит, - говорила она в последние годы. - Я человек ироничный. И в лирике я не очень интересна. Талант нельзя растягивать до гения, так же как дарование нельзя растягивать до таланта. Сколько раз из этого получался пшик. Поэтому надо следовать своей природе - в чём ты мастер, в чём ты интересен".
    В юности Инна Ульянова дружила с Владимиром Ворошиловым, который однажды ей сказал: "Я куплю тебе ковёр, и ты будешь на нём репетировать. Потому что ты клоун". Но молодым комедийным актрисам сложно пробиться - может, поэтому слава пришла к Ульяновой довольно поздно. Она получила образование в "Щуке", где училась с Олегом Стриженовым, Василием Лановым, Александром Ширвиндтом, Василием Ливановым (все будущие кинозвёзды). Её главным учителем стал человек-легенда Николай Акимов, Инна Ульяновапригласивший смешную юную москвичку в Ленинград, в свой Театр комедии. "Он одевал нас сам, он рисовал и создавал все костюмы. Он всё знал о женской красоте! - вспоминала Инна Ивановна. - И если у кого-то были красивые ножки - будьте уверены! - зритель их видел. Если были красивые плечи, грудь - это всегда было оголено и оценено по достоинству! И в таких ролях я купалась. Конечно, по шпалам в тундру я не пойду, и тётка в бушлате и телогрейке, которой я потом оказалась у Любимова на Таганке, - не моё".
   В Ленинграде начинающую актрису знали все, а в Театре на Таганке Ульянова затерялась. С возвращением Юрия Любимова она заняла сторону оппозиции, ушла вслед за Губенко и Филатовым строить новый театр. Но силы были потрачены на споры и суды, на творчество их уже не хватило. Ульянова сыграла в "Содружестве актёров Таганки" всего лишь одну роль, а потом окунулась в антрепризы.
Инна Ульянова    Её партнер Виктор Борцов вспоминает: "Когда мы снимались в "Покровских воротах", мы все были ещё чужие. Лишь потом я понял, что когда-то давно видел её в дипломном спектакле, где она великолепно играла с Лёвой Борисовым и Ширвиндтом. Как ни странно, выяснили мы всё это совсем недавно, когда вместе снимались в комедии Астрахана "Леди на день" и, так как жили в Минске, могли много общаться. Инна Ивановна была в прекрасной форме, настолько энергичной, что после очень тяжёлых съёмок, когда я заваливался спать, шла в ресторан, по магазинам, прогуляться. Но в последние год-два она сильно похудела, стала уставать. Её утомляли многочисленные поездки с антрепризами, и не всегда в таких поездках с артистами поступали по-человечески. Бывало, даже обижали, заставляли ходить по городу в качестве саморекламы. Инна Ивановна воспринимала это очень тяжело".
    Инна Ульянова всегда излучала жизнелюбие и неподдельную радость - на сцене, в телепередачах, в рекламе стирального порошка, в многочисленных интервью, на улице. Это было её призванием. Она любила повторять фразу, с которой к актрисе обратилась обычная прохожая: "Когда везде повышают цены, вы повышаете настроение".
    Николай Губенко вспоминает: "Она пришла в наш театр в 1964 году как некая величина, намного большая, чем все мы, начинающие новый театр любимовцы. Она пришла из Театра комедии Акимова, а Николай Павлович Акимов был и остаётся выдающимся художником и режиссёром. И на протяжении всей своей творческой жизни Инна демонстрировала филигранную актёрскую технику, блистательный юмор, неподражаемую иронию. И никакие посмертные слова ничего не значат перед тем, что значил сам человек в жизни".

Сергей Капков, сайт "Газета" (gzt.ru), 13.06.2005Инна Ульянова

Аудиозапись интервью с Инной Ульяновой на "Радио-Маяк". 4 июля 2003 г.

Фильмография:

1. Карнавальная ночь -1956 - девушка в зале
2. Цветы запоздалые - 1969 - Калерия Ивановна
3. В Москве проездом - 1970
4. Дети - 1970
5. Переступи порог - 1970
6. Семнадцать мгновений весны - 1973 - дама с лисой
7. Раба любви - 1975
8. Иванцов, Петров, Сидоров... - 1978
9. Когда я стану великаном - 1978 - Эльвира Павловна
10. К кому залетел певчий кенар... - 1980
11. Опасный возраст - 1981
12. Покровские ворота - 1982 - Маргарита Павловна
13. Перикола - 1984
14. Продлись, продлись, очарованье... - 1984
15.Осторожно - Василёк! - 1985
16. Где находится нофелет? - 1987 - Клара Семёновна
17. Десять дней, которые потрясли мир - 1987
18. Реквием по филею (новелла в альманахе "В поисках выхода" - 1988
19. Биндюжник и король - 1989
20. Наша дача - 1990
21. Когда опаздывают в загс... - 1991
22. Наш американский Боря - 1992
Могила Инны Ивановны Ульяновой на Ваганьковском кладбище 23. Утомлённые солнцем - 1994 - Ольга Николаевна
24. Мсье Робина - 1994
25. Ехай! - 1995
26. Женитьба - 1997
21. Вовочка - 2002
22. Леди на день - 2002 - хозяйка борделя
23. Русские амазонки-2 - 2003
24. Тартарен из Тараскона - 2003
25. Даша Васильева. Любительница частного сыска - 2004 - Элеонора Яковлевна





Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Сайт "Записки журналистов"
"Известия", 14.06.2005
Сайт "Газета"
Материалы и фотографии предоставлены Алексеем Новиковым

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz