Народная артистка России.
Лауреат Государственной премии России (2000 -
за театральную работу).
Инна Ивановна Ульянова
родилась 30 июня 1934 г. в Москве. Её отец был
известным горным инженером, а мать всю жизнь
занималась строительством дорог. "Папа был
просто неподражаем - очень хорош собой,
шикарно танцевал, играл в бильярд и шахматы,
красиво ухаживал за женщинами. Дамы от него
млели, даже когда ему было за восемьдесят.
Перед войной его назначили начальником треста
"Ворошиловградуголь", - вспоминала актриса, -
так что моё детство началось с эвакуации - мы
переехали в Новосибирск. Естественно там, в
глубинке, в эти тяжёлые дни я понятия не
имела, что такое кино и театр. Откуда взялось
убеждение, что я должна непременно стать
артисткой, не знаю. В первый класс я пошла в
сорок третьем году. Вообще-то меня хотели
отправить в школу на год раньше, когда мне
было семь лет, но я упёрлась - и ни в какую!
Да и на следующий год всё было не слава Богу.
Родители тогда жили в Кемерово, так что к
первому сентября меня готовили бабушка и
дедушка. Утром, перед торжественной линейкой,
я спряталась и не пошла на неё. Тогда я была
уверена, что будущей актрисе вовсе не
обязательно учиться в школе. "Нужен только
талант", - заявила я, чем окончательно
"добила" бабушку. Но она всё-таки дозвонилась
папе, и тот каким-то образом меня припугнул. Я
вынуждена была послушаться. В этом же году
стало ясно, что Москву всё-таки отстояли, и
наша семья переехала в столицу. Там я и
продолжала учиться".
Отец хотел, чтобы дочь пошла по
его стопам. Но весь её восторженный,
романтический характер противился инженерному
будущему, и Инна с детства заявляла, что будет
"артистичкой". А кроме того, её окружали люди
кино. "Мы жили в доме Совета Министров, где
три подъезда были отданы известным
кинематографистам. Почти каждый день я
встречала
Макарову и Герасимова, Ладынину и Пырьева. Я
видела живого Алексея Консовского, который
тогда только что сыграл Принца в "Золушке" и в
которого были влюблены все девочки СССР.
Разумеется, после школы я отправилась в
Щукинское училище".
Узнав о решении дочери идти
в театральный, мама упала в обморок, а
папа философски заметил: "Да ты посмотри,
какая она маленькая, худенькая, кто её
возьмет, она провалится, и мы устроим её в
горный". Шансов у Инны было немного. Она была
совсем ребёнок, со светлой косичкой (она
столько раз красила волосы, что мало кто
знает, что она - блондинка), да и театральные
кружки она не посещала. Первый "тест" - прозу
- ей даже не дали дочитать до конца. Потом она
стала громко - как научили другие абитуриенты
- читать басню Крылова. Но,
как оказалось, заучила её Инна Ульянова
автоматически. И только на экзамене до неё
стал доходить смысл происходящего у Крылова!
Она читала и заливалась смехом на каждой
строчке. Члены комиссии подняли головы,
потрясённые такой оригинальной интерпретацией.
Стихотворение было ещё круче. Она выбрала не
популярного Пушкина, а малоизвестное
стихотворение Ходасевича. Там был и "грошовый
дом свиданий", и "сомнительные девы в
непотребном хороводе". Комиссия вновь
встрепенулась.
В результате её подозвал
двухметровый красавец (студент-старшекурсник,
а в последствии известный театральный актёр
Сатановский): "Ты, худенькая, иди сюда.
Комиссия решила, что ты талант. Но если через
полгода разочаруешь - тебя выгонят". "В тот
момент, правда, главным был не смысл этой
фразы, а то, что со мной разговаривал такой
мужчина. - признавалась Инна Ивановна. -
Впрочем, мальчики в нашем училище были тогда
как на подбор - Василий Лановой и Юрий
Яковлев, Олег Стриженов и Василий Ливанов,
Михаил Державин и Александр Ширвиндт. На курсе
у нас периодически возникали романы, но это
были невинные гимназические влюблённости. До
настоящей любви дело не доходило. Может быть
потому,
что мне всегда нравились мужчины намного
старше меня - седовласые, небольшого роста, но
умные и порядочные, которые способны защитить
и оградить от проблем. Именно такими -
спокойными и надежными - были все мои мужчины.
Ну нам, конечно, далеко не всегда легко
удавалось ужиться под одной крышей - они не
были одной со мной профессии".
Первой настоящей
любовью Инны Ульяновой стал известный
сценарист. "Когда мы познакомились, -
вспоминала она, - мне было 26 лет, а ему за
пятьдесят. Правда, до встречи с ним я была
замужем, но вскоре поняла, что брак и любовь -
это разное. А вот увидев его - невысокого,
седовласого, с аквамариновыми глазами, - я
сразу влюбилась. Помню, как в Ленинграде он
первый раз пригласил меня на свидание - в кафе
гостиницы "Европейская". С одной стороны, всё
было как в американском фильме: знаменитый
немолодой сценарист и начинающая актриса. И
одновременно так чисто, так невинно: я пришла
с подругой (!), он угощал нас неведомыми
яствами.
Я была совершенно околдована тем, как он
говорил, казалось, что эти бесконечно умные
слова он получал откуда-то свыше, чуть ли не
от самого Всевышнего! А в конце вечера он
пригласил меня... в цирк. Словно знал, как я
обожаю цирковое искусство, где все
по-настоящему, на грани жизни и смерти. Вот
так началась наша любовь. И он как зрелый
человек открывал передо мной и любовь, и
понимание мира, и..." Впрочем, так в её жизни
повторялось всегда. Она не признавала
ровесников, молодёжь. Ей говорили: "Погоди,
повзрослеешь, станешь заглядываться на
двадцатилетних". Ничего подобного! Даже в
зрелом возрасте она тянулась к мужчинам старше
её. "В отношениях главное - общение, игра ума,
флирт и... духовка. В смысле духовности,
общности душ. - говорила Ульянова. - К тому же
любовь для меня - это некий спектакль. Ведь я
- актриса. И каждый новый роман - новая пьеса.
Только жанр один - трагикомедия, где от
великого, трагического до смешного - один шаг.
Так уж, видно, мне на роду написано".
В 1957 г. Инна Ульянова
окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина
и свою творческую биографию начала в
Ленинградском театре комедии под руководством
Николая Акимова. У него она играла героинь и
лирических, и характерных, и комедийных.
Мастер умел подчеркивать красоту и
женственность своих актрис, сам придумывал им
костюмы, подчёркивая их грацию и формы. Когда
началась "антиакимовская" кампания, Ульянова
не смогла оставаться в Ленинграде и в 1963 г.
вернулась в Москву, где оказалась у истоков
Театра на Таганке.
В 70-е годы Инна Ульянова
влюбилась в потрясающего человека -
французского лётчика Жан-Пьера Константена.
Вот как сама актриса рассказывала об
этом романе: "Он воевал в нашей армии в
составе легендарной эскадрильи
"Нормандия-Неман", прыгал из горящего
самолёта, пережил тяжелую контузию, плен... Он
очень любил Россию, считал её второй родиной,
часто приезжал сюда, классно говорил
по-русски. В один из его приездов мы и
встретились. Героический француз сотрудничал с
журналом "Техника молодежи", а у меня был
хороший друг, который работал в этом издании.
Он и пригласил Костю, как я его потом
называла, к нам в гости. Я, конечно, не
возражала, только попросила привезти
что-нибудь из еды - в стране вечного дефицита
вопрос харчей всегда звучал актуально. Когда я
открыла дверь, первые слова, которые я
услышала, были чисто русскими: ":вашу мать,
как же трудно у вас поймать такси!" "О! -
отвечаю, - Я волнуюсь, заслышав французскую
речь!.." Для меня он был олицетворением
настоящего мужчины - честнейший человек (он
даже никогда на мог соврать по телефону, что
меня нет дома!), рыцарь...
А наша любовь - в высшей степени романтичная
история... Я чувствовала его рядом, даже когда
мы были в разлуке. Представляете, когда он
уезжал во Францию, мы ежедневно писали друг
другу письма, а иногда по два письма в день. И
так в течение пяти лет! Но его письма - это не
просто отчёт о том, где был, что случилось.
Это были настоящие стихи в прозе, полные
любви. Так, наверное, писал Роксане Сирано де
Бержерак... Для него не существовало
сложностей быта. Он умел быть благодарным за
всё. Скажем, приготовленные мною жареная
картошка с селёдкой приводили его в восторг.
Про гречневую кашу он говорил: "У нас этим
кормят курочек", но ел с таким аппетитом! А
однажды он приехал, когда меня не было дома.
Ключи от моей квартиры у него, конечно, были.
Он вошёл, подождал меня и, не зная, когда я
вернусь, решил сходить в гости к приятелю -
знакомых в Москве у него было очень много.
Вернувшись домой, я увидела на кухне салфетку,
на которой было написано: "Люблю!" И чуть
ниже: "И как люблю!"... В другой раз он
приехал на 8 Марта. Зашёл в комнату и говорит:
"Закрой глаза, Я хочу посадить тебя на цепь".
И надел мне на шею золотую цепочку. Оказалось,
это самая дорогая для него реликвия - цепочка
его матери. Я храню её до сих пор, хотя в
трудные времена порой возникало искушение
продать её. Но, наверное, это будет последнее,
с чем я расстанусь... В те времена не то что
выйти замуж, а просто любить иностранца было
очень сложно. Мой друг это понимал и даже
старался шутить по этому поводу: "Ину! Не
переживай, меня во Франции давно считают
русским шпионом!"... А, может быть, виной
всему моя трусость и страх перед неведомым
будущим. Но главное, конечно, это моя
профессия. Свяжи я с ним свою судьбу - мне
пришлось бы отказаться от всего, чего я
достигла. Подозреваю, что в глубине души я
всегда знала, что так поступить не смогу.
Наверное, поэтому на всех сделанных им
фотографиях я получалась грустная, задумчивая
- такой меня никто не видел в кино. Наша
любовь закончилась неожиданно. Я получила от
племянника моего друга (это его единственный
родственник) письменное сообщение о
скоропостижной смерти дяди. Хоронили его как
героя. Я не могла попасть на похороны. Но где
находится могила, мне известно, и, если
доведётся поехать во Францию, я обязательно
приду на это место... А его писем больше нет:
однажды в момент депрессии я взяла эти
бесценные письма - они у меня были
рассортированы по месяцам и годам - и знаете,
что сделала? Сожгла в камине! Понимаете, да?
Пачку за пачкой. Вот так... Все пять
кило!"
В Театре на Таганке Инна
Ульянова играла в спектаклях: "Добрый человек
из Сезуана" (домовладелица Ми Тци, старая
проститутка), "Десять дней, которые потрясли
мир", "А зори здесь тихие" (хозяйка), "На дне"
(Квашня), "Обмен" (Лена) и
др. Когда Юрий Любимов вернулся из эмиграции и
"Таганка" раскололась на два лагеря, Инна
Ивановна осталась на стороне Николая Губенко и
Леонида Филатова и в 1993 г. вошла в труппу
театра "Содружество актёров Таганки". Играла в
театре Василия Ливанова "Детектив" ("Ловушка
для одинокого мужчины"), у Александра Яцко
("Генрих IV", "Ричард II"), антрепризах
Михаила Козакова и Сергея Арцибашева
("Женитьба"). За последний спектакль, в
котором Инна
Ивановна исполнила роль свахи Фёклы
Ивановны, удостоена Государственной премии
России.
В кино Инна Ульянова
снималась с 1956 года. В основном, в эпизодах.
Первый раз она мелькнула в знаменитой
"Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова. Но
лучший из её эпизодов - образ пьяной Дамы с
лисой в телесериале "Семнадцать мгновений
весны". Поначалу актрису узнавали именно по
этой роли. Но в 1982 году она сыграла
самоуверенную и полную обаяния Маргариту
Павловну из "Покровских ворот" и стала безумно
популярной. "Милочка!" - восклицала она на всю
коммуналку, и ни один человек, едва знакомый с
историей нашего кино, эту "милочку" не
забудет.
"Однажды я был у неё в
гостях. - вспоминает актёр Анатолий Равикович,
её партнёр по фильму "Покровские ворота". -
Она жила одна в крохотной квартирке, любовно
ею обставленной. На кухне висели занавесочки
по моде тех лет - с красными квадратиками на
белом фоне. На стенах висели ложки - она ведь
собирала деревянные ложки и дощечки для
готовки. Она очень любила дом и по-женски за
ним ухаживала. Когда я пришёл к ней в гости,
она приготовила замечательный обед. Инна очень
волновалась во время работы над ролью
Хоботовой. Ведь, хотя она была опытной
артисткой, это была её первая большая роль в
кино. Отношения на площадке у нас были
замечательными. Мы помогали друг другу: "Вот
это у тебя получилось, а этот эпизод надо
проработать". Она была человеком очень
жизнелюбивым, с колоссальным чувством юмора,
очень мужским, поскольку женщины очень любят
смеяться, а смешить умеют нечасто".
Но после "Покровских ворот"
на экране она не стала появляться чаще, хотя
были такие заметные работы, как в фильмах "Где
находится нофелет?", "Когда опаздывают в
загс", "Наша дача", "Мсье Робина", в сюжетах
"Ералаша" и ряде комедийных
короткометражек.
Впрочем, была ещё одна
роль: в конце 90-х Инна Ульянова стала
"фирменным лицом" порошка "Comet", тётушка
смахивающая на фрекен Бок. Ну
вот как это у неё получалось? Она была
неподражаемой, словно этот самый порошок
существовал на свете только для того, чтобы
она могла показать на экране, на что способна.
Инна Ульянова и из этого ролика создала
маленький шедевр. Увы, последний из тех,
которые увидела вся страна...
В последнее время актриса
стала появляться на телеэкране не только играя
чужие судьбы, но и помогая другим людям решить
их житейские проблемы. Ульянова вела на ТВ
телепрограммы "Дело хозяйское" и "На
здоровье".
"Я верю в судьбу, а во
всяких там черных кошек не очень-то. -
говорила актриса. - Например, в сумочке у меня
обычно лежит каштан - считается, что он
приносит деньги. Но, наверное, я ношу не тот
каштан! Впрочем, всё это мелочи. По-настоящему
изменить судьбу сложно. Если уж не судьба -
значит, не судьба. Актёрская профессия женщину
в чём-то обделяет. Потому что все усилия
направлены на творчество. Может быть, в этом
присутствовала некоторая доля легкомыслия. Мне
казалось, что все эти встречи, романы будут
бесконечны - как жемчужины на длинной нитке.
Возможно, мне надо было больше внимания
уделить именно женским проблемам, родить
детей... Возможно. Но всё равно пожаловаться
на свою жизнь я не могу. Меня всегда окружали
только достойные мужчины, и мне было хорошо с
ними. Но, как всегда, для меня главное в том,
что продолжается моя актёрская
жизнь... Мне не знаком трепет,
возникающий при слове семья, дом, бабушка,
дедушка, папа, мама, детки, племянники. Я
знаю, что родственники - это кровососы,
которые только ждут от тебя подарков. Я просто
не домашняя женщина, такое понятие чаще
встречается у мужчин, а тут и мне досталось.
Может я Дон Жуаном была в прошлой жизни: "Дон
Жуан не лгал любимой, что был он в первый раз
влюблён". Так же и я каждый раз влюбляюсь
впервые и очень счастлива этой каждодневной
возможности любить. Жизнь удивительно коротка
- это банально, но это так, и если ты каждую
её минуту воспринимаешь, как чудо, пусть
обыкновенное - значит все в порядке. У меня
никогда не было космических запросов. Если ты
просыпаешься утром, и светит солнце, или идёт
дождь, если ты настроен радоваться, если у
тебя есть хорошая книга, добрые друзья,
работа, которая позволяет кушать и одеваться,
если тебе везёт в картах, да ещё и в любви:
вот это, как говорят у нас на Украине: "Це
есть мёд и компот!". Как говорится: "Жизнь
сложна, но чересчур, и даже удивительна, но
слишком, и все-таки жизнь прекрасна", - ну а
хреноватые обстоятельства мы как-нибудь
переживём..."
Роль Элеоноры Яковлевны в
детективном сериале "Даша Васильева.
Любительница частного сыска" стала последней в
жизни Инны Ивановны. Она играла свекровь Даши
Васильевой и испытывала к ней неприязнь. Но
Ульянова играла эту роль очень захватывающе,
даже с элементами некого озорства. Казалась
сумасшедшей. Элеонору Яковлевну не долюбливало
всё окружение Даши. По мистическому
совпадению, в сериале героиня Ульяновой
умерает, попробовав отравленные конфеты,
которые были предназначены Даше
Васильевой. Парадокс? Инны Ивановны не стало 9
июня 2005 года.
До последних дней она
выглядела прекрасно, гордилась своей стройной
фигурой и каждое утро начинала с долгих
процедур ухаживания за лицом. Никто не знал,
что здоровье Инны Ивановны совсем неважное.
Инна Ульянова жила одна. Она несколько раз
была замужем, охотно рассказывала о своих
романах, с удовольствием кокетничала и
гордилась тем, что на неё по-прежнему обращают
внимание мужчины. Детей у неё не было. Мысли о
возрасте она гнала прочь. В день своего
70-летия скрылась от всех, несмотря на то, что
любила быть в центре внимания.
"Я люблю работать радостно", - говорила она
когда-то в одном из интервью. Так и работала
до последнего дня - радостно. Несмотря на свои
болячки... несмотря на это, она не сдавалась,
продолжала ездить на гастроли. Вот и с 10 по
15 июня 2005 года собиралась улететь в Коми со
спектаклем "Французская кадриль". Но увы:
вечером 9 июня актрисе стало плохо... В 23.15
она скончалась на 71-м году жизни.
Похоронили Инну Ульянову на
Ваганьковском кладбище рядом с могилой
отца.
Величина намного большая, чем
все мы
Энергичная, подтянутая,
напористая, Инна Ульянова заботилась о своём
здоровье фанатично. Питалась мало и правильно,
отказывалась от любых нагрузок и категорически
не принимала мобильную связь. Каждый год
ездила в санатории. Каждое утро тратила не
менее двух часов на гимнастику, массаж лица,
кремы, причёску. К семидесяти годам сохранила
прекрасную фигуру, играя Бабу-Ягу в
инсценировке филатовского Федота-стрельца,
смело и даже слишком раскованно танцевала
танго, бросая вызов и возрасту, и ханжеству.
Зал неистовствовал. В Ульяновой жила
непреодолимая потребность нравиться. Она
обожала кокетничать, прикидываться слабой,
провоцировать на комплименты. Очень смешно
рассказывала о том, как во дворе за ней
ухаживает дряхлый генерал с трясущейся
головой. Но, значит, я все ещё вызываю
желание! - заключала актриса и заливисто
хохотала.
Оседлав счастливого конька
- образ незабвенной Маргариты Павловны
Хоботовой из "Покровских ворот", Ульянова
заняла лидирующие позиции в этом амплуа. Роли
предприимчивых тёток, не признающих
компромиссов, стали её визитной карточкой.
"Сейчас я вряд ли смогу сыграть что-нибудь
душещипательное, потому что никто же не
поверит, - говорила она в последние годы. - Я
человек ироничный. И в лирике я не очень
интересна. Талант нельзя растягивать до гения,
так же как дарование нельзя растягивать до
таланта. Сколько раз из этого получался пшик.
Поэтому надо следовать своей природе - в чём
ты мастер, в чём ты интересен".
В юности Инна Ульянова
дружила с Владимиром Ворошиловым, который
однажды ей сказал: "Я куплю тебе ковёр, и ты
будешь на нём репетировать. Потому что ты
клоун". Но молодым комедийным актрисам сложно
пробиться - может, поэтому слава пришла к
Ульяновой довольно поздно. Она получила
образование в "Щуке", где училась с Олегом
Стриженовым, Василием Лановым, Александром
Ширвиндтом, Василием Ливановым (все будущие
кинозвёзды). Её главным учителем стал
человек-легенда Николай Акимов, пригласивший смешную юную
москвичку в Ленинград, в свой Театр комедии.
"Он одевал нас сам, он рисовал и создавал все
костюмы. Он всё знал о женской красоте! -
вспоминала Инна Ивановна. - И если у кого-то
были красивые ножки - будьте уверены! -
зритель их видел. Если были красивые плечи,
грудь - это всегда было оголено и оценено по
достоинству! И в таких ролях я купалась.
Конечно, по шпалам в тундру я не пойду, и
тётка в бушлате и телогрейке, которой я потом
оказалась у Любимова на Таганке, - не
моё".
В Ленинграде начинающую
актрису знали все, а в Театре на Таганке
Ульянова затерялась. С возвращением Юрия
Любимова она заняла сторону оппозиции, ушла
вслед за Губенко и Филатовым строить новый
театр. Но силы были потрачены на споры и суды,
на творчество их уже не хватило. Ульянова
сыграла в "Содружестве актёров Таганки" всего
лишь одну роль, а потом окунулась в
антрепризы.
Её партнер Виктор Борцов
вспоминает: "Когда мы снимались в "Покровских
воротах", мы все были ещё чужие. Лишь потом я
понял, что когда-то давно видел её в дипломном
спектакле, где она великолепно играла с Лёвой
Борисовым и Ширвиндтом. Как ни странно,
выяснили мы всё это совсем недавно, когда
вместе снимались в комедии Астрахана "Леди на
день" и, так как жили в Минске, могли много
общаться. Инна Ивановна была в прекрасной
форме, настолько энергичной, что после очень
тяжёлых съёмок, когда я заваливался спать, шла
в ресторан, по магазинам, прогуляться. Но в
последние год-два она сильно похудела, стала
уставать. Её утомляли многочисленные поездки с
антрепризами, и не всегда в таких поездках с
артистами поступали по-человечески. Бывало,
даже обижали, заставляли ходить по городу в
качестве саморекламы. Инна Ивановна
воспринимала это очень тяжело".
Инна Ульянова всегда
излучала жизнелюбие и неподдельную радость -
на сцене, в телепередачах, в рекламе
стирального порошка, в многочисленных
интервью, на улице. Это было её призванием.
Она любила повторять фразу, с которой к
актрисе обратилась обычная прохожая: "Когда
везде повышают цены, вы повышаете
настроение".
Николай Губенко
вспоминает: "Она пришла в наш театр в 1964
году как некая величина, намного большая, чем
все мы, начинающие новый театр любимовцы. Она
пришла из Театра комедии Акимова, а Николай
Павлович Акимов был и остаётся выдающимся
художником и режиссёром. И на протяжении всей
своей творческой жизни Инна демонстрировала
филигранную актёрскую технику, блистательный
юмор, неподражаемую иронию. И никакие
посмертные слова ничего не значат перед тем,
что значил сам человек в жизни".
Фильмография:
1. Карнавальная ночь -1956 - девушка в
зале
2. Цветы запоздалые - 1969 - Калерия
Ивановна
3. В Москве проездом - 1970
4. Дети - 1970
5. Переступи порог - 1970
6. Семнадцать мгновений весны - 1973 - дама
с лисой
7. Раба любви - 1975
8. Иванцов, Петров, Сидоров... - 1978
9. Когда я стану великаном - 1978 -
Эльвира Павловна
10. К кому залетел певчий кенар... - 1980
11. Опасный возраст - 1981
12. Покровские ворота - 1982 - Маргарита
Павловна
13. Перикола - 1984
14. Продлись, продлись, очарованье... -
1984
15.Осторожно - Василёк! - 1985
16. Где находится нофелет? - 1987 - Клара
Семёновна
17. Десять дней, которые потрясли мир -
1987
18. Реквием по филею (новелла в альманахе "В
поисках выхода" - 1988
19. Биндюжник и король - 1989
20. Наша дача - 1990
21. Когда опаздывают в загс... - 1991
22. Наш американский Боря - 1992
23. Утомлённые солнцем - 1994 - Ольга
Николаевна
24. Мсье Робина - 1994
25. Ехай! - 1995
26. Женитьба - 1997
21. Вовочка - 2002
22. Леди на день - 2002 - хозяйка
борделя
23. Русские амазонки-2 - 2003
24. Тартарен из Тараскона - 2003
25. Даша Васильева. Любительница частного
сыска - 2004 - Элеонора Яковлевна
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Сайт "Записки журналистов"
"Известия", 14.06.2005
Сайт "Газета"
Материалы и фотографии предоставлены Алексеем
Новиковым