ПРОГУЛКА  ПЕРВАЯ
"У ЧЁРТА НА КУЛИЧКАХ"
Часть 2


 За Серебряническим переулком идёт другой – Тессинский. Назван он так по фамилии жившего здесь коллежского асессора А.И. фон Тессина. Дочь этого самого обрусевшего шведа фон Тессина – Эмилия Андреевна - вышла замуж за Николая Фёдоровича Островского, отца великого русского драматурга. А.Н.ОстровскийСам А.Н.Островский в 1840 году приобрёл у сыновей Тессина большой участок, находящийся на горе (на месте современных домов №5, 7 и 9 по Большому Николоворобинскому переулку, который круто поднимается налево от Серебрянического). Поначалу он жил в главном доме (№7), а со второй половины 1849 года, вступив в гражданский брак, вместе с супругой Агафьей Ивановной переселился в небольшой деревянный домик, стоявший напротив Серебрянического переулка. Здесь родилось первое прозаическое произведение Островского «Как квартальный надзиратель пустился в пляс, или От великого до смешного один шаг».
 И именно здесь Александром Николаевичем были созданы такие произведения, как «Гроза»,«Свои люди – сочтёмся», «Доходное место», «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «Бедность – не порок» и др. Отсюда он ходил и на службу, Тессинский переулок. На этом месте находился дом Островского. 2004 г. Фото WM.в совестный и коммерческий суды, и к редактору журнала «Москвитянин» Погодину на Девичье поле, где подрабатывал корректором и автором мелких заметок. Здесь бывали у него писатели (Достоевский, Гончаров, Тургенев, Григорович, Писемский), актёры (Турчанинов, Пров Садовский, Косицкая-Никулина), музыканты, композиторы. Островский вспоминал :«Воробинский дом был очень удобен для того, чтобы простудиться, и очень неудобен для того, чтобы писать и даже думать: у меня не было покойного угла, где бы такие операции могли совершаться без помехи». Этот дом стал свидетелем смерти четырёх детей и первой супруги драматурга. В год её смерти – 1867 г. – владение стало постепенно распродаваться и застраиваться по-новому всевозможными зданиями. А в 1869 году А.Н.Островский женился на актрисе М.В.Васильевой и вскоре со второй женой и шестью детьми переехал в дом С.С.Голицына на улицу Волхонку. На месте дома драматурга сначала находился кабак, а в конце XIX века его снесли и проложили Тессинский переулок.Окна дома Островского выходили как раз на Серебрянические бани.
В доме 14 по Серебряническому переулку, ранее принадлежавшем заводу,Тессинский переулок. Слева - Традиционная гимназия. 2004 г. Фото WM. ныне располагается частная образовательная школа «Престиж». Неподалёку ещё одно учебное заведение - так называемая Традиционная гимназия (Тессинский переулок, д.4). Когда-то здесь был детский сад, пустовавший после пожара лет десять, а в середине 1990-х годов здание отреставрировали, освятили и теперь издалека видны купола этой православной школы.
Высокое здание из красного кирпича на углу Тессинского и Николоворобинского переулков принадлежит Московскому заводу электронной медицинской аппаратуры. В своё время он являлся шефской организацией моей школы (№397). Бывало, мы проходили там что-то типа практики по окончании учебного года, а однажды, на юбилей Победы, заставили нас – юных пионеров – стоять в почётном карауле возле красного знамени во время торжественного вечера в честь ветеранов Великой Отечественной, работавших тогда на заводе…
Круто вверх поднимается Большой Николоворобинский переулок. Название своё Храм Николая Чудотворца в Воробине в 19 веке. Фото из альбома Н.А.Найдёнова.он получил в честь церкви Николая Чудотворца в Воробине, располагавшейся в самом начале переулка, на углу с улицей Воронцово Поле.
Каменное здание церкви было построено стрельцами полка Степана Стрекалова в 1690-93 гг. Стрельцы сами собирали деньги на храм, но в честь «рождения царевича Алексея Петровича и за многия службы» им из казны было даровано 550 рублей на строительство. В 1697 году здесь находился стрелецкий полк полковника Воробина, который со своим полком во время стрелецкого бунта сохранил верность государю, и потому церковь эта в память их верности была наименована Воробинской. Другое название храма – «что на Гостиной горе». Так местность сия называлась ещё раньше, когда здесь селились купцы – так называемые «гости». При церкви было два придела: один воНиколоворобинский переулок. На этом месте стоял храм. 2004 г. Фото WM. имя московских митрополитов Алексия (небесного покровителя царевича), Петра, Ионы и Филиппа, а второй – святого мученика Иоанна Воина, который считался покровителем стрельцов.Храм достоял до лета 1932 года, шатровую колокольню разрушили позднее. А на этом месте построили школу. Потом школу выселили, и здание отдали Министерству юстиции (ул. Воронцово Поле, д.4). Осталась только ограда, которую и сейчас можно увидеть с левой стороны переулка. От богадельни храма (она была между бульваром и переулком) не сохранилось ничего.
В приходе церкви Николая Чудотворца в 1778 году приобрёл дом знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). А на том месте, где сейчас стоит 14-этажное строение (д.3 по Яузскому бульвару), был дом, в котором в 1930-е годы жил писатель Исаак Бабель (1894-1940). В переулке сохранились домишки
XIX века. Так дом №6 был выстроен в 1816 году, а дом № 8 – в 1834-м. Внутри Во дворах Большого Николоворобинского переулка. Февраль 2005. Фото oltajul.современного участка №5 архитектор В.А.Коссов в 1884 году построил для богатых банкиров Марк особняк. В нём в 1916-23 гг. жил пианист Исай Александрович Добровейн (1891-1953), которого Максим Горький приглашал сыграть В.И.Ленину «Аппассионату» Бетховена. В доме №7  помещался Институт питания, в котором в 1930-52 гг. работал профессор М.И.Певзнер, основоположник теории лечебного питания. Рядом с 1930-х и до 1970-80-х годов находилось отделение милиции.
Новое шикарное здание в глубине переулка (д.10) - первый в постсоветскойДоходный дом со стороны Большого Николоворобинского переулка. Февраль 2005. Фото oltajul. России официальный доходный дом - закончили строить только в 2003 году. До этого у строителей всё какие-то проблемы возникали. Помнится, года полтора назад, проходя мимо, казалось бы уже вот-вот принимающего новых жильцов, дома, на свежих стенах можно было увидеть большие трещины, посыпавшуюся штукатурку, всякие надписи... Домик, конечно, не для обыкновенных российских граждан. Подземный гараж, охрана, все дела... Ну и цены соответствующие.
От Большого Николоворобинского переулка в сторону Яузского бульвара отходит очень короткий (62 метра всего) Малый Николоворобинский переулок. Сам Яузский бульвар, один из самых живописныхБольшой Николоворобинский переулок. Февраль 2005. Фото oltajul. в Бульварном кольце, начинается с дома №1, построенного для причта храма Николая в Воробине архитектором Д.Е.Виноградовым в 1911 году. Много лет на его первом этаже располагается местный ДЭЗ, "Булочная", "Ремонт обуви", на втором - паспортный стол, бухгалтерия и т.п., ну а на последнем, третьем, этаже - коммунальные квартиры.
Следующий дом - №3 - самое высокое здание Яузского бульвара, а, возможно, и всего Бульварного кольца. Построен он был в 1968 году на месте дома, в котором когда-то жил писатель Исаак Бабель, архитектором Г.Разумовым. В советское время здесь жили вместе со своими семьямиЯузский бульвар. Фото с сайта FOTO-MOSCOW.ru иностранные слушатели Военно-инженерной академии им. Куйбышева, расположенной неподалёку. Академия готовила военных инженеров не только для Родины, но и для братских социалистических стран, а также для государств, шедших тогда по курсу социализма. Болгары, поляки, венгры, чехи, немцы из ГДР, корейцы из КНДР, монголы, кубинцы, негры из экзотических африканских стран и подданные многих других государств... Естественно, в Советском Союзе тянуло на всё заграничное и поэтому мальчишки из близлежащих дворов частенько ошивались здесь. В моей школе училось немало детей, у которых отцы совершенствовались в "Куйбышевке". А конкретно в моём классе обучалось несколько болгар, был один кубинец и даже мальчик из Афганистана.
Когда соцлагерь распался, иностранных специалистовПерекрёсток Яузского бульвара, Покровского бульвара и Подколокольного переулка. 2004 г. Фото WM. в Академии стали готовить гораздо меньше, дом заселили "нашими" и теперь это самый обычное жилое здание.
Большинство же отечественных слушателей Академии им. Куйбышева вместе с семьями ютились в общаге, располагавшейся в доме №2/16, на другой стороне Яузского бульвара. Этот помпезный дом в стиле соцреализма был построен в 1936 году по проекту архитектора Ильи Александровича Голосова (1883-1945). По сторонам большой арки  можно увидеть статуи того времени - рабочего с отбойным молотком и колхозницы с винтовкой  и со снопом (скульптор А.М.Лавинский). Корпус дома, идущий вдоль бульвара, построен в 1941 году, а облицован в 1958-м. Эту арку со статуями можно увидеть во многих отечественных фильмах. Например, "Покровские ворота", "Розыгрыш", "Холодное лето 53-го"... Дом со статуями рабочего и колхозницы на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка. Февраль 2005. Фото oltajul.
Коммунальные квартиры ещё остались в этом доме, но многие выкупили богатые граждане и устроили себе пяти-шестикомнатные жилища. Кстати, здесь живёт известный певец Валерий Сюткин.
За небольшим садиком на углу с Малым Николоворобинским переулком - немного необычное эклектическое здание (д.9) наподобие западно-европейского загородного коттеджа. Это особняк некой Фанни Карловны Рюхардт. Он построен в 1897-98 гг. архитектором С.Ф.Воскресенским. Позже здесь располагалась "лечебница по всем специальностям" доктора О.Г.Шимана. В советское время сюда поместили противотуберкулёзный диспансер, а сейчас здесь - НПЦ Медицинской радиологии.
На этой территории в 1867-76 гг. под руководством инженера В.А.Бабина велись работы по бурению скважины на 532 метра для получения артезианской воды  (у Гиляровского в книге "Москва и Москвичи" есть об этом статья "Под землёй"). Однако, в 1871 году бур на глубине 454 м сломался и дальше дело не пошло.Вблизи артезианского колодца - в уже знакомом нам Тессинском переулке - в 1888 году построили Серебряническую водокачку, обеспечивающую водоснабжением территорию от Семёновского до Таганки и городских скотобоен за Покровской заставой (ныне - Площадь Абельмановской заставы). Упразднена она была после ввода  в эксплуатацию в 1902 году Рублёвской водопроводной станции.
Дом №11 ничего интересного из себя не представляет, пожалуй, кроме того, что он самый старый на бульваре - построен в 1857 году. Богато декорированный дом №13 в стиле модерн возведён архитектором Г.П.ЕвлановымЯузский бульвар, дом 13. Бывший доходный дом Болдыревых. Февраль 2005. Фото  oltajul. в 1908 году как доходный дом миллионеров И.И. и И.Н.Болдыревых. В советское время он был обычным жилым, а 27 мая 1995 года в нём открыли Центральный музей Федеральной пограничной службы России.
Квартал, тянущийся до Яузской улицы (д.15), до Октябрьский революции принадлежал чаеторговцу Ивану Николаевичу Филиппову и его наследникам. Особняк в романтическом стиле, похожий на замок, с итальянскими окнами и большим кокошником,украшенным мозаикой, построен в 1902-06 годах архитектором А.В.Красильниковым. Чего здесь только не располагалось в советские годы: и кафе, и ресторан, и пивной бар, и видеосалон (не такой, как устраивали в конце 80-х в каждом доме, а почти государственный иЯузский бульвар, д.15. Февраль 2005. Фото oltajul. с репертуаром, мало отличающимся от репертуара кинотеатров). После реставрации дом приобрёл несколько искусствееный вид. Мозаику закрасили (слава Богу, совсем недавно её частично восстановили, хотя и непонятно, что же там изображено), а помещение отдали различным фондам, союзам и другим, закрытым для обычных смертных, организациям.
Небольшой домик конца 18 века под номером 10 - на другой стороне бульвара -  знаменит тем, что в нём с 1875 по 1878 год снимала квартиру семья Брюсовых и поэт Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)Яузский бульвар, дом 12. Фото с сайта FOTO-MOSCOW.ru провёл здесь своё детство. Соседний двухэтажный дом №12 построен в 1820-х годах, но многочисленные перестройки преобразили его до неузнаваемости и нынче он имеет довольно-таки странный вид - пустой и неживой.
Кирпичный дом №14 воздвигнут в 1929-30 годах жилищно-строительным кооперативом "Квартирохозяин"(архитектор Г.Разумов). Дом 14а был построен в 1817 году, но в конце 1990-х его заново перестроили для фирмы "Wimm-Bill-Dann" и теперь почти ничего общего с тем зданием он не имеет. А когда-то во дворе открывался удивительный вид на близлежащий храм... Ну а про угловой дом №16, выходящий на Солянку и площадь Яузских ворот,  я уже немного говорил.Жилой дом в конце Яузского бульвара. Февраль 2005. Фото oltajul.
Пётр Сытин в своей книге "Из истории московских улиц" пишет, что в 1716 году на нечётной стороне Яузского бульвара "было три двора богатых купцов Гостиной сотни, подворье Новоспасского монастыря, два двора капитанов, три двора подъячих и девять дворов причта" церквей Троицы в Серебряникахи Николы в Воробине. На другой стороне, "в приходе церкви Петра и Павла на Кулишках, находились двор вице-губернатора С.А.Колычева, семь дворов стольников, один - стряпчего, один - дьяка, два - князя Ф.И.Юсупова и вдовы В.П.Еропкиной, три - подъячих, два - посадских людей и несколько дворов причта".Церковь Петра и Павла в 19 веке. Фото из альбома Н.А.Найдёнова.
В 1738 году с восточной стороны современного бульвара было два больших двора - адмирала и президента Адмиралтейств-коллегии Николая Фёдоровича  Головина (ум.1745) и бригадира Фёдора Авраамовича Лопухина (1697-1757), сына казнённого брата царицы Евдокии Фёдоровны, а у Яузских ворот находилась так называемая "рогатка", у которой дежурили местные обыватели, защищая ночью богатые дворы от "лихих людей".
С бульвара хорошо виден храм Петра и Павла, что на Кулишках. По нему назван Петропавловский переулок, соединяющий Яузский бульвар и Подколокольный переулок. Ныне существующая каменная церковь построена в 1700 г. в стиле "московское барокко", трапезная построена в 1702 г. Колокольня возведена в 1771-72 гг. Главный престол храма - во имя Знамения Божией Матери, южный придел - Казанской иконы, а северный - первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь известна по документам с начала XVII века , но находилась здесь значительно раньше. Она также называлась "Петра и Павла Высокого", "Петра Святого, что у Старых конюшен на Кулишках" (1677 г.) , "что у Яузских ворот на горке" (1679) и "в малой крутицкой певчей" (1796). В храме находятся такие святыни, как Боголюбская икона Богоматери,Церковь Петра и Павла. Фото с сайта "Храмы Москвы". бывшая ранее в часовне у Варварских ворот Китай-города, Грузинская икона Божией Матери из разрушенной церкви у Воронцова поля, 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте, частицы мощей святого Петра, митрополита Московского, преподобного Нила Столобенского, икона Успения Богородицы, почитаемая икона Иоанна Предтечи с медным обручем. При храме также действует представительство Сербской православной церкви. В советское время, как не удивительно, но храм не был закрыт и толпы старушек в переулке в какие-нибудь двунадесятые праздники немного смущали юных пионеров, резвящихся во дворе соседнего дома.
Кроме храма ничего в Петропавловском переулке, вроде, и нет интересного. Он довольно-таки короткий и тихий. Так строение №5 - дом священника здешнего храма, построенный примерно в начале XIX века. Дом 2/1 - так называемый "Сухой овраг", а дом 1/12 - трактиры "Пересыльный" и "Каторга". Это известные ночлежки из рассказов Владимира Гиляровского о Хитровке. Боголюбская икона Богоматери
Да, мы вышли на знаменитую Хитровку - "дно" дореволюционной Москвы. Бывшую Хитровскую площадь теперь не узнать. Она практически исчезла в 1930-е годы, когда здесь построили здание школы (теперь - Электромеханический техникум).
Подколокольный переулок, который мы уже упоминали, проходя по Солянке, назван по колокольне церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. Об этом храме и о Подкопаевском переулке мы поговорим в следующем очерке, посвящённом Ивановской горке. А пока я расскажу всё о той же Хитровке.
В начале XIX века на этом месте располагались дворовые постройки вдовы коллежского секретаря А.И.Бажуковой и вдовы коммерцииПетропавловский переулок. Февраль 2005. Фото oltajul. советника Сусанны Калустовой. Во время пожара 1812 года постройки сгорели, а застроить участки вновь у женщин не хватало денег. В 1823 г. эти участки купил отставной генерал-майор Николай Захарович Хитрово (1779-1826), владелец богатой усадьбы, находившейся неподалёку. Остатки усадьбы - особняк с колоннами - можно увидеть, зайдя во двор уже упомянутого дома со статуями рабочего и колхозницы (д.16/2). Особняк был построен в 1757 году княгиней Натальей Степановной Щербатовой на месте церкви Казанской Божией матери (упоминается в конце XVI века, когда она была построена неким бояриным Головиным). В 1785 г. дом отошёл полковнику Карнову и его жене Наталии Алексеевне, родственнице попечителя Московского учебного округа князя Оболенского. После пожара 1812 года усадьба восстановлена и перестроена в стиле ампир, а в 1820 г. куплена Хитрово уже у вдовы Карновой. В большом зале особняка давались шикарные балы, на которых бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Надо сказать, что Николай Захарович Хитрово был женат на второй дочери самого фельдмаршала М.И. Кутузова - Анне.Особняк Н.З. Хитрово. Февраль 2005. Фото oltajul. Мужем третьей дочери Кутузова - Елизаветы, которая была приятельницей Пушкина и очень почитала его, - был тоже человек по имени Николай Хитрово. Николай Фёдорович являлся троюродным братом Николая Захаровича. Оба они принадлежали к древнему дворянскому роду, ведущему своё происхождение от выехавшего во второй половине XIV века из Золотой Орды к великому князю рязанскому Олегу Иоанновичу Эду-Хана, по прозванию Сильно-Хитр, наречённого при крещении Андреем. Н.З.Хитрово был флигель-адъютантом (офицером в свите императора) у Павла I и Александра I, участвовал  в войнах 1805-11 гг. против Франции и Турции, принимал участие в осаде Браилова и после ранения вышел в отставку. На этом его военная карьера и закончилась. Перед самой войной 1812 года он был обвинён по делу М.М.Сперанского и сослан сначала в Вятку, а потом в своё имение под Тарусой. После изгнания Наполеона из России Николай Захарович благодаря Кутузову был прощён и уехал в Москву. Коммерческая жилка тоже в нём присутствовала и  в 1824 году Хитрово добился у московского военного генерал-губернатора Дмитрия Владимировича Голицына(1771-1844) разрешения на постройку неподалёку от своей Во дворе дома 16/2 по Подколокольному переулку. Февраль 2005. Фото oltajul. усадьбы крытого рынка для мясного и зеленного торга. В течение 1824-25 гг. площадь была очищена от сгоревших построек, на средства Шестигласной думы её спланировали и замостили, построили каменные лавки для торговли. Планировалось также обсадить будущий рынок тополями, однако до конца осуществить свои планы Хитрово не успел - в 1826г. он скоропостижно умер в возрасте 47 лет. Наследники особо не стали заниматься затеей генерал-майора и нормального рынка не получилось. Раз в год, перед рождественскими праздниками, приезжали сюда крестьяне подмосковных деревень и прямо с возов продавали замороженное мясо, птицу и дичь. Усадьба же перешла сперва Московской первой гильдии купеческой жене А.Н.Немчиновой, а в 1887 г. вдове гвардии полковника Е.Д.Орловой, завещавшей особняк Императорскому человеколюбивому обществу комитета попечителей бездомных (Орловская богадельня). Часть усадьбы сдавалась в аренду: в 1829 г. - Обществу поощрения трудолюбия, в 1899 г. - Большевскому приюту. В 1922 году здание передали фельдшерско-акушерской школе имениКлары Цеткин (ныне - Медицинское училище №2 имени Клары Цеткин). При постройке на месте усадьбы жилого дома в 1930 г. была разрушена домовая церковь, возведённая ещё княгиней Щербатовой.
В 1860-е годы Хитровская площадь стала своеобразной "биржей труда" сезонных рабочих. П.Сытин пишет: "Некоторым удавалось через рынок получить постоянное место; чаще устраивались на поденщину, а многие вовсе оставались без всякого заработка. В невольном бездействии они бродили или валялись летом на пыльной мостовой, осенью и в зимнюю стужу, не имея тёплой одежды, днём дрожали от холода, а ночью укрывались в душных и мрачных ночлежках. Некоторые нищенством по окрестным переулкам добывали себе насущный хлеб и меднй пятак на ночлег.Хитров рынок в конце 19 в. Фото из альбома Н.А.Найденова
Для сотен безработных, не имевших в Москве никакого пристанища, полуголодное, бесприютное пребывание на Хитровом рынке становилось роковым.
Площадь окружали каменные дома с ночлежками. Ночлежных домов здесь было четыре. Самым отвратительным был дом Кулакова... Он состоял из нескольких каменных корпусов; в нём было 64 ночлежных квартиры на 767 мест, а ночевало ежедневно не менее 3 тысяч человек. Люди спали, где только могли: под нарами, в проходах и т.д. В остальных трёх ночлежных домах преобладали мелкие мастерские , жили торговцы вразнос и тому подобные люди с постоянным занятием. Но кулаковский дом населяли самые низшие слои Хитрова рынка. Здесь было много таких людей, которые промышляли тёмными делами. Обычным явлением было пьянство и открытый разврат. Можно сказать, что все занятия ночлежников имели целью добыть деньги на водку. Особенно интересна была профессия у десяти-двенадцати опустившихся интеллигентов. Сидя на нарах или стоя на коленях, они переписывали роли для актёров. "Хитровка" тем и привлекала их, что здесь можно было оставаться и днём, тогда как городские ночлежные дома утром выставляли ночлежников для проветривания помещения. Каждый переписчик зарабатывал в день 40-50 копеек и вечером их пропивал. Никто из них не мог собрать денег на одежду, и потому все они ходили в лохмотьях. Отправляя одного за получением заказа или с переписынными ролями, они наряжали его во всё лучшее, что имелось у всех, а сами сидели часто без самой необходимой одежды. В других домах Хитровки плели корзиночки для детских игр, завёртывали в бумажки дешёвые карамели и т.п."
Здесь под конец жизни обитал известный живописец Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-97), автор картины "Грачи прилетели" и многих других великолепных пейзажей. В последние 15-20 лет жизни он тяжело болел, уже не появлялся на выставках, ютился в грязи и нищете и за бутылку водки, стоившую в те времена 25 копеек, писал для "Сухаревки" - московского воскресного рынка - на скорую руку, по памяти, пейзажи, подписывая их "А.С." Зимой он в старой рваной бабьей кацавейке, в худых опорках, подвязанных верёвкой и в чёрной, похожей на воронье гнездо, шляпе подходил к прохожим и тихо говорил: "Подайте опохмелиться академику живописи"...
Трущобы Хитровки были приютом не только пропойц, неудачников, "лишних людей", но и воров, уголовников. А.К.СаврасовТот же Сытин пишет: "Из старожилов рынка всегда находились опытные субъекты, которые умели научить новичков, как произвести кражу, как ускользнуть от полиции, кому немедленно сбыть краденое и т.п. От краж переходили к грабежу. Ссоры и драки в трактирах, случалось, оканчивались убийствами. Даже человек, обладавший сильной волей, оказавшись в этой атмосфере, терял моральное равновесие".
Под предводительством Дяди Гиляя, который очень красочно и подробно описал Хитровку, в 1902 г. сюда приходили К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко и художник В.А.Симов, ставившие во МХАТе "На дне" М.Горького. Театр тех дней стремился к максимальной жизненной правде и они хотели познакомиться с прообразами персонажей, которых им предстояло изобразить.

Окончание  >
1   2   3

 

 © 2003-2010, Проект WMS

Rambler's Top100 HotLog



Hosted by uCoz