За Серебряническим переулком идёт другой – Тессинский.
Назван он так по фамилии жившего здесь коллежского асессора А.И. фон Тессина.
Дочь этого самого обрусевшего шведа фон Тессина – Эмилия Андреевна - вышла замуж
за Николая Фёдоровича Островского, отца великого русского драматурга. Сам
А.Н.Островский в 1840 году приобрёл у сыновей Тессина большой участок,
находящийся на горе (на месте современных домов №5, 7 и 9 по Большому
Николоворобинскому переулку, который круто поднимается налево от
Серебрянического). Поначалу он жил в главном доме (№7), а со второй половины
1849 года, вступив в гражданский брак, вместе с супругой Агафьей Ивановной переселился
в небольшой деревянный домик, стоявший напротив Серебрянического переулка.
Здесь родилось первое прозаическое произведение Островского «Как квартальный
надзиратель пустился в пляс, или От великого до смешного один шаг». И именно здесь Александром Николаевичем были
созданы такие произведения, как «Гроза»,«Свои люди – сочтёмся», «Доходное
место», «Не всё коту масленица», «Не в свои сани не садись», «Бедность – не
порок» и др. Отсюда он ходил и на службу, в совестный и коммерческий суды, и к
редактору журнала «Москвитянин» Погодину на Девичье поле, где подрабатывал
корректором и автором мелких заметок. Здесь бывали у него писатели
(Достоевский, Гончаров, Тургенев, Григорович, Писемский), актёры (Турчанинов,
Пров Садовский, Косицкая-Никулина), музыканты, композиторы. Островский
вспоминал :«Воробинский дом был очень удобен для того, чтобы простудиться,
и очень неудобен для того, чтобы писать и даже думать: у меня не было покойного
угла, где бы такие операции могли совершаться без помехи». Этот дом стал
свидетелем смерти четырёх детей и первой супруги драматурга. В год её смерти –
1867 г. – владение стало постепенно распродаваться и застраиваться по-новому
всевозможными зданиями. А в 1869 году А.Н.Островский женился на актрисе
М.В.Васильевой и вскоре со второй женой и шестью детьми переехал в дом С.С.Голицына
на улицу Волхонку. На месте дома драматурга сначала находился кабак, а в конце XIX века
его снесли и проложили Тессинский переулок.Окна дома Островского выходили как раз на Серебрянические
бани. В доме 14 по Серебряническому переулку, ранее принадлежавшем
заводу, ныне располагается частная образовательная школа «Престиж». Неподалёку
ещё одно учебное заведение - так называемая Традиционная гимназия (Тессинский
переулок, д.4). Когда-то здесь был детский сад, пустовавший после пожара лет
десять, а в середине 1990-х годов здание отреставрировали, освятили и теперь
издалека видны купола этой православной школы. Высокое здание из красного
кирпича на углу Тессинского и
Николоворобинского переулков принадлежит Московскому заводу электронной
медицинской аппаратуры. В своё время он являлся шефской организацией моей школы
(№397). Бывало, мы проходили там что-то типа практики по окончании
учебного года, а однажды, на юбилей Победы, заставили нас – юных
пионеров – стоять в почётном карауле возле красного знамени во время
торжественного вечера в честь ветеранов Великой Отечественной, работавших тогда
на заводе… Круто вверх поднимается Большой Николоворобинский переулок.
Название своё он получил в честь церкви Николая Чудотворца в Воробине,
располагавшейся в самом начале переулка, на углу с улицей Воронцово Поле. Каменное здание церкви было построено стрельцами полка
Степана Стрекалова в 1690-93 гг. Стрельцы сами собирали деньги на храм, но в
честь «рождения царевича Алексея Петровича и за многия службы» им из казны было
даровано 550 рублей на строительство. В 1697 году здесь находился стрелецкий
полк полковника Воробина, который со своим полком во время стрелецкого бунта
сохранил верность государю, и потому церковь эта в память их верности была наименована
Воробинской. Другое название храма – «что на Гостиной горе». Так местность сия
называлась ещё раньше, когда здесь селились купцы – так называемые «гости». При
церкви было два придела: один во имя московских митрополитов Алексия (небесного
покровителя царевича), Петра, Ионы и Филиппа, а второй – святого мученика
Иоанна Воина, который считался покровителем стрельцов.Храм достоял до лета
1932 года, шатровую колокольню разрушили позднее. А на этом месте построили
школу. Потом школу выселили, и здание отдали Министерству юстиции (ул.
Воронцово Поле, д.4). Осталась только ограда, которую и сейчас можно увидеть с
левой стороны переулка. От богадельни храма (она была между бульваром и переулком)
не сохранилось ничего. В приходе церкви Николая Чудотворца в 1778 году приобрёл дом
знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). А на том месте, где сейчас
стоит 14-этажное строение (д.3 по Яузскому бульвару), был дом, в котором в
1930-е годы жил писатель Исаак Бабель (1894-1940). В переулке сохранились домишки XIX века.
Так дом №6 был выстроен в 1816 году, а дом № 8 – в 1834-м. Внутри современного
участка №5 архитектор В.А.Коссов в 1884 году построил для богатых банкиров Марк
особняк. В нём в 1916-23 гг. жил пианист Исай Александрович Добровейн
(1891-1953), которого Максим Горький приглашал сыграть В.И.Ленину
«Аппассионату» Бетховена. В доме №7
помещался Институт питания, в котором в 1930-52 гг. работал профессор
М.И.Певзнер, основоположник теории лечебного питания. Рядом с 1930-х и до 1970-80-х
годов находилось отделение милиции. Новое шикарное здание в глубине
переулка (д.10) - первый в постсоветской России официальный доходный
дом - закончили строить только в 2003 году. До этого у строителей
всё какие-то проблемы возникали. Помнится, года полтора назад,
проходя мимо, казалось бы уже вот-вот принимающего новых жильцов,
дома, на свежих стенах можно было увидеть большие трещины, посыпавшуюся
штукатурку, всякие надписи... Домик, конечно, не для обыкновенных
российских граждан. Подземный гараж, охрана, все дела... Ну и цены
соответствующие. От Большого Николоворобинского переулка в сторону
Яузского бульвара отходит очень короткий (62 метра всего) Малый
Николоворобинский переулок. Сам Яузский бульвар, один из самых живописных
в Бульварном кольце, начинается с дома
№1, построенного для причта храма Николая в Воробине архитектором
Д.Е.Виноградовым в 1911 году. Много лет на его первом этаже располагается
местный ДЭЗ, "Булочная", "Ремонт обуви", на
втором - паспортный стол, бухгалтерия и т.п., ну а на последнем,
третьем, этаже - коммунальные квартиры. Следующий дом - №3 -
самое высокое здание Яузского бульвара, а, возможно, и всего Бульварного
кольца. Построен он был в 1968 году на месте дома, в котором когда-то
жил писатель Исаак Бабель, архитектором Г.Разумовым. В советское
время здесь жили вместе со своими семьями иностранные слушатели
Военно-инженерной академии им. Куйбышева, расположенной неподалёку. Академия
готовила военных инженеров не только для Родины, но и для братских
социалистических стран, а также для государств, шедших тогда по
курсу социализма. Болгары, поляки, венгры, чехи, немцы из ГДР, корейцы из КНДР,
монголы, кубинцы, негры из экзотических африканских
стран и подданные многих других государств... Естественно, в Советском
Союзе тянуло на всё заграничное и поэтому мальчишки из близлежащих
дворов частенько ошивались здесь. В моей школе училось немало детей,
у которых отцы совершенствовались в "Куйбышевке". А конкретно
в моём классе обучалось несколько болгар, был один кубинец и даже
мальчик из Афганистана. Когда соцлагерь распался, иностранных
специалистов в Академии стали готовить гораздо меньше, дом заселили
"нашими" и теперь это самый обычное жилое здание. Большинство
же отечественных слушателей Академии им. Куйбышева вместе с семьями
ютились в общаге, располагавшейся в доме №2/16, на другой стороне
Яузского бульвара. Этот помпезный дом в стиле соцреализма был построен
в 1936 году по проекту архитектора Ильи Александровича Голосова
(1883-1945). По сторонам большой
арки можно увидеть статуи того времени - рабочего с отбойным
молотком и колхозницы с винтовкой и со снопом (скульптор А.М.Лавинский).
Корпус дома, идущий вдоль бульвара, построен в 1941 году, а облицован
в 1958-м. Эту арку со статуями можно увидеть во многих отечественных
фильмах. Например, "Покровские ворота", "Розыгрыш",
"Холодное лето 53-го"... Коммунальные квартиры ещё
остались в этом доме, но многие выкупили богатые граждане и устроили
себе пяти-шестикомнатные жилища. Кстати, здесь живёт известный
певец Валерий Сюткин. За небольшим садиком на углу с Малым Николоворобинским
переулком - немного необычное эклектическое здание (д.9) наподобие
западно-европейского
загородного коттеджа. Это особняк некой Фанни Карловны Рюхардт. Он построен в 1897-98
гг. архитектором С.Ф.Воскресенским. Позже здесь располагалась "лечебница по всем специальностям"
доктора О.Г.Шимана. В советское время сюда поместили противотуберкулёзный
диспансер, а сейчас здесь - НПЦ Медицинской радиологии. На этой территории
в 1867-76 гг. под руководством инженера В.А.Бабина велись работы
по бурению скважины на 532 метра для получения артезианской воды (у
Гиляровского в книге "Москва и Москвичи" есть об этом
статья "Под землёй"). Однако, в 1871 году бур на
глубине 454 м сломался и дальше дело не пошло.Вблизи артезианского колодца -
в уже знакомом нам Тессинском переулке - в 1888 году
построили Серебряническую водокачку, обеспечивающую водоснабжением
территорию от Семёновского до Таганки и городских скотобоен
за Покровской заставой (ныне - Площадь Абельмановской заставы).
Упразднена она была после ввода в эксплуатацию в 1902 году
Рублёвской водопроводной станции. Дом
№11 ничего интересного из себя не представляет, пожалуй, кроме того,
что он самый старый на бульваре - построен в 1857 году. Богато
декорированный дом №13 в стиле модерн возведён архитектором Г.П.Евлановым
в 1908 году как доходный дом миллионеров И.И. и И.Н.Болдыревых.
В
советское время он был обычным жилым, а 27 мая 1995 года в
нём открыли Центральный музей Федеральной пограничной службы России. Квартал,
тянущийся до Яузской улицы (д.15), до Октябрьский революции принадлежал чаеторговцу
Ивану Николаевичу Филиппову и его наследникам. Особняк в романтическом стиле,
похожий на замок, с итальянскими окнами и большим кокошником,украшенным
мозаикой, построен в 1902-06 годах архитектором А.В.Красильниковым.
Чего здесь только не располагалось в советские годы: и кафе, и ресторан,
и пивной бар, и видеосалон (не такой, как устраивали в конце 80-х
в каждом доме, а почти государственный и с репертуаром, мало отличающимся
от репертуара кинотеатров). После реставрации дом приобрёл несколько
искусствееный вид. Мозаику закрасили (слава Богу, совсем недавно
её частично восстановили, хотя и непонятно, что же там изображено), а помещение отдали различным фондам,
союзам и другим, закрытым для обычных смертных, организациям. Небольшой
домик конца 18 века под номером 10 - на другой стороне бульвара
- знаменит тем, что в нём с 1875
по 1878 год снимала квартиру семья Брюсовых и поэт Валерий Яковлевич
Брюсов (1873-1924) провёл здесь своё детство. Соседний двухэтажный
дом №12 построен в 1820-х годах, но многочисленные перестройки преобразили
его до неузнаваемости и нынче он имеет довольно-таки странный вид
- пустой и неживой. Кирпичный дом №14 воздвигнут в 1929-30
годах жилищно-строительным кооперативом "Квартирохозяин"(архитектор
Г.Разумов). Дом 14а был построен в 1817 году, но в конце 1990-х его
заново перестроили для фирмы "Wimm-Bill-Dann" и теперь
почти ничего общего с тем зданием он не имеет. А когда-то во дворе
открывался удивительный вид на близлежащий храм... Ну а про угловой
дом №16, выходящий на Солянку и площадь Яузских ворот, я уже
немного говорил. Пётр Сытин в своей книге "Из истории московских
улиц" пишет, что в 1716 году на нечётной стороне Яузского бульвара
"было три двора богатых купцов Гостиной сотни, подворье Новоспасского
монастыря, два двора капитанов, три двора подъячих и девять дворов
причта" церквей Троицы в Серебряникахи Николы в Воробине.
На другой стороне, "в приходе церкви Петра и Павла на Кулишках,
находились двор вице-губернатора С.А.Колычева, семь дворов стольников,
один - стряпчего, один - дьяка, два - князя Ф.И.Юсупова и вдовы
В.П.Еропкиной, три - подъячих, два - посадских людей и несколько
дворов причта". В 1738 году с восточной стороны современного
бульвара было два больших двора - адмирала и президента Адмиралтейств-коллегии
Николая Фёдоровича Головина (ум.1745)
и бригадира Фёдора Авраамовича Лопухина (1697-1757), сына казнённого
брата царицы Евдокии Фёдоровны, а у Яузских ворот находилась так называемая
"рогатка", у которой дежурили местные обыватели, защищая
ночью богатые дворы от "лихих людей". С бульвара хорошо
виден храм Петра и Павла, что на Кулишках. По нему назван Петропавловский
переулок, соединяющий Яузский бульвар и Подколокольный переулок.
Ныне существующая каменная церковь построена в 1700 г. в стиле "московское
барокко", трапезная построена в 1702 г. Колокольня возведена в 1771-72 гг.
Главный престол храма - во имя Знамения
Божией Матери, южный придел - Казанской иконы, а северный
- первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь известна по документам с начала XVII
века , но находилась здесь значительно раньше. Она также называлась
"Петра и Павла Высокого", "Петра Святого, что у Старых конюшен
на Кулишках" (1677 г.) , "что у Яузских ворот на горке"
(1679) и "в малой крутицкой певчей" (1796). В храме находятся такие
святыни, как Боголюбская икона Богоматери, бывшая ранее в часовне у Варварских
ворот Китай-города, Грузинская икона Божией Матери из разрушенной церкви у Воронцова
поля, 36 частиц мощей святых в напрестольном кресте, частицы мощей
святого Петра, митрополита Московского, преподобного Нила Столобенского,
икона Успения Богородицы, почитаемая икона Иоанна Предтечи с
медным обручем. При храме также действует представительство
Сербской православной церкви. В советское время, как не удивительно,
но храм не
был закрыт и толпы старушек в переулке в какие-нибудь двунадесятые
праздники немного смущали юных пионеров, резвящихся во дворе
соседнего дома. Кроме храма ничего в Петропавловском
переулке, вроде, и нет интересного. Он довольно-таки короткий
и тихий. Так строение №5 - дом священника здешнего
храма, построенный примерно в начале XIX века. Дом 2/1 - так
называемый "Сухой овраг", а дом 1/12 - трактиры "Пересыльный"
и "Каторга". Это известные
ночлежки из рассказов Владимира Гиляровского о Хитровке. Да,
мы вышли на знаменитую Хитровку - "дно" дореволюционной
Москвы. Бывшую Хитровскую площадь теперь не узнать. Она
практически исчезла в 1930-е годы, когда здесь построили здание
школы (теперь - Электромеханический техникум). Подколокольный
переулок, который мы уже упоминали, проходя по Солянке, назван
по колокольне церкви Николая Чудотворца в Подкопаях. Об этом
храме и о Подкопаевском переулке мы поговорим в следующем очерке,
посвящённом Ивановской горке. А пока я расскажу всё о той же
Хитровке. В начале XIX века на этом месте располагались дворовые
постройки вдовы коллежского секретаря А.И.Бажуковой и вдовы
коммерции советника Сусанны Калустовой. Во время пожара 1812
года постройки сгорели, а застроить участки вновь у женщин не
хватало денег. В 1823 г. эти участки купил отставной генерал-майор
Николай Захарович Хитрово (1779-1826), владелец богатой усадьбы, находившейся неподалёку.
Остатки усадьбы - особняк с колоннами - можно увидеть, зайдя во двор уже
упомянутого дома со статуями рабочего и колхозницы (д.16/2).
Особняк
был построен в 1757 году княгиней Натальей Степановной Щербатовой
на месте церкви Казанской Божией матери (упоминается в конце
XVI века, когда она была построена неким бояриным Головиным).
В 1785 г. дом отошёл полковнику Карнову и его жене Наталии Алексеевне,
родственнице попечителя Московского учебного округа князя Оболенского.
После пожара
1812 года усадьба восстановлена и перестроена в стиле ампир, а
в 1820 г. куплена Хитрово уже у вдовы Карновой. В большом зале
особняка давались шикарные балы, на которых бывал и Александр
Сергеевич Пушкин. Надо сказать, что Николай Захарович Хитрово
был женат на второй дочери
самого фельдмаршала М.И. Кутузова - Анне. Мужем третьей
дочери Кутузова - Елизаветы, которая была приятельницей Пушкина
и очень почитала его, - был тоже человек по имени Николай Хитрово.
Николай Фёдорович являлся троюродным братом Николая Захаровича. Оба
они принадлежали
к древнему дворянскому роду, ведущему своё происхождение от
выехавшего во второй половине XIV века из Золотой Орды к великому
князю рязанскому Олегу Иоанновичу Эду-Хана, по прозванию Сильно-Хитр,
наречённого при крещении Андреем. Н.З.Хитрово был флигель-адъютантом
(офицером в свите императора) у Павла I и Александра I, участвовал
в войнах 1805-11 гг. против Франции и Турции,
принимал участие в осаде Браилова и после ранения вышел в отставку.
На этом его военная карьера и закончилась. Перед самой войной
1812 года он был обвинён по делу М.М.Сперанского и сослан сначала
в Вятку, а потом в своё имение под Тарусой. После изгнания Наполеона
из России Николай Захарович благодаря Кутузову был прощён и
уехал в Москву. Коммерческая жилка тоже в нём присутствовала
и в 1824 году Хитрово добился
у московского военного генерал-губернатора Дмитрия Владимировича
Голицына(1771-1844) разрешения на постройку неподалёку от своей
усадьбы крытого рынка для
мясного и зеленного торга. В течение 1824-25 гг. площадь
была очищена от сгоревших построек, на средства Шестигласной
думы её спланировали и замостили, построили каменные лавки для
торговли. Планировалось также обсадить будущий рынок тополями,
однако до конца осуществить свои планы Хитрово не успел - в
1826г. он скоропостижно умер в возрасте 47 лет. Наследники особо не стали заниматься
затеей генерал-майора и нормального рынка не получилось. Раз
в год, перед рождественскими праздниками, приезжали сюда крестьяне
подмосковных деревень и прямо с возов продавали замороженное
мясо, птицу и дичь. Усадьба же перешла сперва Московской
первой гильдии купеческой жене А.Н.Немчиновой, а в 1887 г. вдове
гвардии полковника Е.Д.Орловой, завещавшей особняк Императорскому
человеколюбивому обществу комитета попечителей бездомных (Орловская
богадельня). Часть усадьбы сдавалась в аренду: в 1829 г. - Обществу
поощрения трудолюбия, в 1899 г. - Большевскому приюту. В 1922
году здание передали фельдшерско-акушерской школе имениКлары Цеткин (ныне - Медицинское училище №2 имени Клары Цеткин).
При постройке на месте усадьбы жилого дома в 1930 г. была разрушена
домовая церковь, возведённая ещё княгиней Щербатовой. В 1860-е годы Хитровская площадь
стала своеобразной "биржей труда" сезонных рабочих.
П.Сытин пишет: "Некоторым удавалось через рынок получить
постоянное место; чаще устраивались на поденщину, а многие вовсе
оставались без всякого заработка. В невольном бездействии они
бродили или валялись летом на пыльной мостовой, осенью и в зимнюю
стужу, не имея тёплой одежды, днём дрожали от холода, а ночью
укрывались в душных и мрачных ночлежках. Некоторые нищенством
по окрестным переулкам добывали себе насущный хлеб и меднй пятак
на ночлег.
Для сотен безработных, не имевших в Москве никакого
пристанища, полуголодное, бесприютное пребывание на Хитровом
рынке становилось роковым. Площадь окружали каменные дома
с ночлежками. Ночлежных домов здесь было четыре. Самым отвратительным
был дом Кулакова... Он состоял из нескольких
каменных корпусов; в нём было 64 ночлежных квартиры на 767 мест,
а ночевало ежедневно не менее 3 тысяч человек. Люди спали, где
только могли: под нарами, в проходах и т.д. В остальных трёх
ночлежных домах преобладали мелкие мастерские , жили торговцы
вразнос и тому подобные люди с постоянным занятием. Но кулаковский
дом населяли самые низшие слои Хитрова рынка. Здесь было много
таких людей, которые промышляли тёмными делами. Обычным явлением
было пьянство и открытый разврат. Можно сказать, что все занятия
ночлежников имели целью добыть деньги на водку. Особенно интересна
была профессия у десяти-двенадцати опустившихся интеллигентов.
Сидя на нарах или стоя на коленях, они переписывали роли для
актёров. "Хитровка" тем и привлекала их, что здесь
можно было оставаться и днём, тогда как городские ночлежные
дома утром выставляли ночлежников для проветривания помещения.
Каждый переписчик зарабатывал в день 40-50 копеек и вечером
их пропивал. Никто из них не мог собрать денег на одежду, и
потому все они ходили в лохмотьях. Отправляя одного за получением
заказа или с переписынными ролями, они наряжали его во всё лучшее,
что имелось у всех, а сами сидели часто без самой необходимой
одежды. В других домах Хитровки плели корзиночки для детских
игр, завёртывали в бумажки дешёвые карамели и т.п." Здесь
под конец жизни обитал известный живописец Алексей Кондратьевич
Саврасов (1830-97), автор картины "Грачи прилетели"
и многих других великолепных пейзажей. В последние 15-20 лет
жизни он тяжело болел, уже не появлялся на выставках, ютился в грязи и нищете
и за бутылку водки, стоившую в те времена 25 копеек, писал для
"Сухаревки" - московского воскресного рынка - на скорую
руку, по памяти, пейзажи, подписывая их "А.С." Зимой
он в старой рваной бабьей кацавейке, в худых опорках, подвязанных
верёвкой и в чёрной, похожей на воронье гнездо, шляпе подходил
к прохожим и тихо говорил: "Подайте опохмелиться академику
живописи"... Трущобы Хитровки были приютом не только
пропойц, неудачников, "лишних людей", но и воров,
уголовников. Тот же Сытин пишет: "Из старожилов рынка всегда
находились опытные субъекты, которые умели научить новичков,
как произвести кражу, как ускользнуть от полиции, кому немедленно
сбыть краденое и т.п. От краж переходили к грабежу. Ссоры и
драки в трактирах, случалось, оканчивались убийствами. Даже
человек, обладавший сильной волей, оказавшись в этой атмосфере,
терял моральное равновесие". Под
предводительством Дяди Гиляя, который очень красочно и подробно
описал Хитровку, в 1902 г. сюда приходили К.С.Станиславский,
В.И.Немирович-Данченко и художник В.А.Симов, ставившие во МХАТе
"На дне" М.Горького. Театр тех дней стремился к максимальной
жизненной правде и они хотели познакомиться с прообразами персонажей,
которых им предстояло изобразить.
Окончание
> 1
2 3
|