ПРОГУЛКА  ВТОРАЯ
"ИВАНОВСКАЯ ГОРКА"
Часть 3


 
Давайте дойдём до конца Колпачного переулка. Перед нами откроется ещё один замечательный переулок - Хохловский, который уходит влево и поднимается, несколько раз круто ломаясь, к Покровскому бульвару.Дом на углу Колпачного и Хохловского переулков. Фото с сайта FOTOMOSCOW.RU.
Когда-то он звался Садовническ
ой улицей - по государевым садовникам, что жили здесь.
Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой (есть и другая версия происхождения этого названия - от имени князей Хохолковых-Ростовских). Колпачный переулок выходит к детскому саду, ещё не так давно относящегося к ЦК КПСС. Здесь воспитывали детей бывших партийных функционеров. А ещё в этом детском саду снимали фильм "Усатый нянь" с Сергеем Прохановым в главной роли... Детский сад и сейчас существует. Только его значительно отреставрировали и перестроили.
Если подняться по переулку повыше, то слева можно увидеть старое белокаменное угловое здание (д.7). Это - сохранившиеся по сей деньСветло-голубое здание - тот самый детский сад. Со стороны Б.Трёхсвятительского переулка. Фото WM. Февраль 2005. каменные палаты XVII века, выстроенные в форме буквы "Г" - "глаголицей", как говорили в старину. Принадлежали они дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцеву (1641-1708), известному дипломату времён Петра I. С 1660 года Украинцев был подьячим Посольского приказа, проходил службу под начальством Афанасия Лаврентьевича
Ордина-Нащокина, участвовал с ним в посольстве в Варшаву (1662-63 гг.) и в заключении Андрусовского перемирия 1667 г. с Польшей. В 1672-73 гг. являлся посланником в Швеции, Дании, Голландии; вёл переговоры об участии этих стран в военных действиях против Турции. Участвовал в подписании "Вечного мира" 1686 г. с Польшей. В 1689-99 гг. он управлял Посольским приказом (то есть являлся как бы министром иностранных дел), а в 1699-1700 гг. - был послом в Турции, где добился выгодного для России Константинопольского мирного договора 1700 г. Очень вероятно, что именно он привёз в Россию предка А.С.Пушкина - Ибрагима Ганнибала. Хохловский переулок. Впереди - палаты Украинцева. Фото WM. Февраль 2005.В 1702-06 гг. руководил Провиантским приказом, затем был уличён в злоупотреблениях и, несмотря на 60-летний возраст, подвергнут телесному наказанию и денежному штрафу. В 1707-08 гг. Е.И.Украинцев вместе с князем В.Л.Долгоруким возглавлял посольство в Польше. С целью примирить венгерского князя Ф. Ракоци с австрийским императором Иосифом IV был послан в Венгрию, где и умер.
В 1709 г. двор дьяка передали князю М.М.Голицыну, генерал-фельдмаршалу, участнику многих петровских баталий (в том числе в подавлении стрелецкого бунта, в войнах против Турции и Швеции) и командовавшего гвардией в Полтавской битве. Затем дом перешёл к его сыну Александру, также генерал-фельдмаршалу и известному военному деятелю, отличившемуся в войне против Турции в 1769 г. Потом весь обширный участок был приобретён казной, и в декабре 1770 г. в палаты переехал архив Коллегии иностранных дел. Как писал мемуарист начала XIX века Филипп Филиппович Вигель (1786-1856), "для хранения древнихХохловский переулок. Палаты Украинцева. Март 2005. Фото WM. хартий и копий с договоров ничегонельзя было приискать безопаснее и приличнее сего старинного шкапа с железными дверьми, ставнями и кровлей". Дипломатический архив был одной из достопримечательностей Москвы в XIX веке.

В первой половине 19-го столетия Архивом управлял известный дипломат и историк Алексей Фёдорович Малиновский (1762-1840). Под его началом готовилась первая публикация шедевра древнерусской литературы - "Слова о полку Игореве", регулярно издавались исторические документы России - грамоты и договоры.
Это было весьма престижное место для дворянской молодёжи, которая не особо жаждала надевать военный мундир. Там служили братья Киреевские и Тургеневы, Д.В.Веневитинов, И.А.Мусин-Пушкин, П.П.Свиньин, В.Ф.Одоевский, С.А.Соболевский, П.М.Строев, А.К.Толстой и многие другие выдающиеся представители русской культуры. Это о них в седьмой главе "Евгения Онегина" А.С.Пушкин писал:
     Архивны юноши толпою
     На Таню чопорно глядят,
     И про неё между собою
     Неблагосклонно говорят.

Сам Пушкин хорошо знал эти палаты, не раз бывая в архиве в поисках документов для "Истории Пугачёвского бунта". Заходил он сюда и в свой последний приездПётр Иванович Юргенсон в Москву в 1836 г. Здесь же  собирал материалы для своей величественной "Истории Государства Российского" Н.М.Карамзин, а также Д.Н.Блудов, издавший последний том "Истории…" по завещанию автора, со всеми нужными ссылками, которые тот не успел сделать.
В 1874 г. архив Министерства иностранных дел Российской империи перевели на Моховую улицу (в усадьбу Стрешневых-Нарышкиных), а палаты в конце 1875 г. были переданы Московскому отделению Русского музыкального общества для классов недавно созданной консерватории, не имевшей пока ещё собственного помещения.
 Зимой 1881/ 1882 гг. музыкальный издатель Пётр Иванович Юргенсон (1836-1903) выкупил у государства этот огромный участок и устроил в нём свою знаменитую нотопечатню. Юргенсон родился в Ревеле в бедной эстонской семье капитана шкиперского судна. В юности отправился в Петербург, где работал приказчиком в музыкальных магазинах Ф.Стелловского и А.Битнера, в 1859 г. стал управляющим нотным отделом музыкальной фирмы Хохловский переулок. Справа - корпус типографии. Фото WM. Февраль 2005.братьев Шильдбахов. Через 2 года фирма накрылась и 25-летний Юргенсон решился создать собственное предприятие - 10 августа 1861 г. на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка он открыл свой музыкальный магазин. Фирма Юргенсона с годами всё больше процветала и вскоре стала крупнейшей в России. Всего до 1912 г. ею было выпущено в свет 28 партитур опер и балетов, 300 партитур оркестровых произведений, 150 оперных клавиров, 2200 духовно-музыкальных композиций, свыше 2000 светских хоров, более 200 книг о музыке.
В нотопечатне в Хохловском переулке впервые увидели свет практически все произведения П.И.Чайковского. Сам Пётр Ильич не раз бывал здесь и даже мечтал поселиться. "Я ужасно люблю твой отставной архив с его феноменально толстыми стенами, с его живописным положением и характерностью", - писал он П.И.Юргенсону... В 1895 г. к особняку был пристроен 3-этажный корпус для нового здания фабрики.
После смерти Юргенсона в 1903 г. управление фирмой Палаты Украинцева в феврале 2005 г. Фото WM.перешло к его сыновьям, а после Октябрьской революции компания была национализирована и на её базе создали издательство "Музыка".
Ныне в здании располагаются различные мелкие типографии, а сами бывшие палаты Украинцева имеют довольно-таки плачевный вид. Пора бы уже подреставрировать. Или после работы наших современных реставраторов они станут не похожими на себя ?

Чуть подальше - при следующем повороте переулка - можно увидеть церковь светло-кирпичного оттенка (д.12). Это храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Хохловке. Предшествующая ему деревянная церковь известна с 1-ой половины XVII в. По преданию, она была сооружена инокиней Марфой (матерью царя Михаила Романова), посвятившей храм избранию Михаила Фёдоровича на царство в Ипатьевском Троицком монастыре в 1613 г. (по другой версии - в память о её пребывании с сыномХрам Живоначальной Троицы в Хохловке. Февраль 2005. Фото WM. Храм Живоначальной Троицы в Хохловке. XIX век. Из альбома Н.А.Найденова. в Троицком монастыре в 1618 г.). Новое здание - в стиле московского барокко - было выстроено женой окольничьего Ильи Ивановича Чирикова Евдокией Абрамовной (урождённой Лопухиной). Как писал историк А.Ф.Малиновский (тот, что управлял Архивом иностранных дел): "...сетуя безутешно о кончине дочери своей Неонилы, в цвете лет своих скончавшейся, заложила 1696 года апреля 1-го ныне видимый нам храм и на отстроение оного употребляла изготовленное для замужества дочернее приданое". На постройку церкви не пожалел средств и уже известный нам думский дьяк Е.И.Украинцев.
Главный престол церкви - Живоначальной Троицы, приделы - Владимирской иконы Божией Матери (сев., 1722 г.) и святителя Димитрия Ростовского (освящён в 1757 г.). Двухъярусная колокольня пристроена во второй половине 18 в. В начале XIX в. переложен полукруглый главный алтарь. Храм обновлялся в 1890 г.Увенчанный короной крест на колокольне храма Святой Живоначальной Тройцы в Хохловке. Февраль 2005. Фото WM. В убранстве стен, как утверждают историки, применены многоцветные изразцы работы знаменитого мастера Серафима Полубеса.
После 1917 г. храм был закрыт и обезглавлен. После разорения долгое время находился в запустении, а затем был занят Институтом геофизики. В 1960-70-х годах он был реставрирован архитекторами И. И. Казакевичем и Е. П. Жаворонковым. Украшенный "репьями" и увенчанный короной крест восстановили при реставрации по фотографиям и аналогам. В 1991 г.Икона Божией Матери "Взыскание погибших" в церкви возобновились богослужения, а в 1992 г. её передали Братству равноапостольного князя Владимира. Главная святыня храма - особо чтимая икона Божией Матери "Взыскание погибших".
На другой стороне переулка  - дом №13, первая часть которого впервые обозначена на плане Москвы 1818 г. Хотя палаты здесьсуществовали с середины XVIII века. Потом их надстроили, слева сделали пристройки. Последние годы жизни здесь провёл писатель Степан Гаврилович Скиталец-Петров (1869-1941), автор повести "Огарки" и автобиографической трилогии "Дом Черновых". Ну а сейчас тут различные учреждения и конторы.
В Хохловский переулок в XVIII в. выходило старинное здание, в котором до 1754 г. хранились писцовые книги XVII в., до генерального межевания Екатерины II указывавшие границы земельных владений всей страны. В
1754 году здесь поселилась только что созданная Межевая канцелярия. Сюда за выписками из древних писцовых грамот тянулись помещики, отсюда в дальние края разъезжались чиновники, чтобы проследить, насколько точно сохранены установленные встарь границы земельных участков. Здесь же располагалось Константиноское межевое училище, преобразованное позже в институт. На Покровский бульвар выходил большой сад, сохранившийся и по сей день. Долгие годы он был закрытым для публики и войти в него можно было только через двор канцелярии (проход в Хохловском переулке, напротив палат Украинцева, - остался и сегодня), но в 1932 году сад передали Всекопромсовету (Всесоюзный Совет республиканских центров промысловой кооперации СССР) и он стал публичным, получив имя советского партийного и государственного деятеля В.П.Милютина (1884-1937); для входа в него с бульвара сделали ворота. Когда-то здесь устраивались танцы, массовые игры, театральные спектакли и киносеансы... В 1936 году сад отдали детям, и с тех пор он действует как районный детский парк. Но чаще сейчас здесь гуляют молодые мамы с колясками. Бывшее здание канцелярии до сих пор видно в правой части сада. Ныне оно занято какими-то офисами.
Из оставшихся в переулке зданий, пожалуй, можно ещё упомянуть дом №17, углом выходящий на Покровский бульвар. Это огромное неокласическое здание Дом 13 по Хохловскому переулку. Февраль 2005. Фото WM. было возведено в 1913 г. архитекторомС.Ф.Воскресенским для доходного дома купцов Оловянишниковых, одной из самых богатых московских фамилий, происходящей родом из Ярославля. Их фирма торговала церковной утварью, скобяными изделиями и владела колокололитейным заводом в Ярославле (правление её находилось сначала в доме Казанского собора на Никольской улице, а затем переехало на Покровские Ворота). Одну из квартир этого здания занимал известный литовский поэт-символист Юргис Балтрушайтис (1873-1944), женатый на дочери владельца Марии Ивановне (кстати, Иван Иванович Оловянишников не дал согласия на брак дочери и лишил её наследства). В 1918-19 гг. в здании находился Чрезком-снаб - Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии, куда в декабре 1918 года приезжал В. И. Ленин. Затем дом перешёл под коммунальное жильё, а в 1970-е годы сюда въехали представительства различных зарубежных фирм, банков, организаций. Здесь жила Наташа. Дом 17 по Хохловскому переулку. Февраль 2005. Фото WM. Пожалуй, он стал одним из первых в СССР домов, где начали выделять офисы для иностранных компаний.
Именно в этом доме писатель Владимир Орлов поселил Наташу - героиню своего романа "Альтист Данилов". Вот небольшой фрагмент из этого замечательного произведения:
" - Я живу у Покровки, - сказала Наташа, - в Хохловском переулке.
 - Это же мои любимые московские места, - честно обрадовался Данилов. Переулки в Старых Садах. А уж ночью взглянуть на них - одна радость.
...Шли они берегом Яузы, а потом пересекли бульвар и голым, асфальтовым полем Хитрова рынка добрели до Подкопаевского переулка и у Николы в Подкопае свернули к Хохлам. Справо от них тихо темнели палаты Шуйских и выше - длинный, голубой днём, штаб эсеров, разгромленный в августе восемнадцатого и ставшийнынче детским садом, и в кривом колене Хохловского переулка их встретила ночным гудом нотопечатня Юргенсона, ныне музыкальная типография, каждый раз обжигавшая Данилова памятью о Петре Ильиче, приносившем сюда тёплые ещё листы. НаташаДом № 17 по Хохловскому переулку. Вид с Покровского бульвара. Февраль 2005. Фото WM. - молчала, Данилов ничего не говорил ей о своих любимых местах, о путанице горбатых переулков, он отчего-то был уверен, что Наташа чувствует сейчас всё, что чувствует и он. У Троицы в Хохлах, блестевшей и в ночи кружевным золочёным цветком свежего креста, они остановились. Налево убегала знакомая Данилову проходная тропинка в Колпачный переулок, к палатам гетмана Мазепы.
В том большом доме я и живу, - сказала Наташа.
- Вот ведь судьба! - сказал Данилов. - А я часто тут бываю. Брожу по холмам, когда устану."
Хохловский переулок. Февраль 2005. Фото WM.
О палатах Шуйских и Николе в Подкопае речь будет ниже, а пока узнаем, что это за штаб эсеров упомянут в отрывке.
От перекрёстка Хохловского переулка с Подкопаевским отходит
Большой Трёхсвятительский переулок. Название своё он получил от храма Трёх Святителей, "что в Кулишках", сохранившегося неподалёку. Там, где сейчас жалкие остатки некогда красивого и обширного сквера (под которым в 2005 г. закончили строительство элитной подземной автостоянки), находился шикарнейший сад - остаток тех самых "старых садов" великого князя Василия III. Известен он также как Морозовский сад.
Некоторые деревья здесь всё же остались, не всё, слава Богу, вырубили. За ними проглядывает небольшое двухэтажное здание светло-бирюзового цвета. В основе
И.Е.Репин. Портрет А.И.Дельвига .1882 г. своей оно довольно-таки  древнее. Точно даже неизвестно, когда его возвели. В 1772 г. участок этот принадлежал князю С.Д.Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия. Одна из последующих владельцев, бригадирша Дарья Николаевна Лопухина, устроила здесь частное училище, считавшееся образцовым по тем временам. В нём, например, учился Андрей Иванович Дельвиг (1813-87), брат поэта, друга Пушкина Антона Дельвига, и будущий строитель московского водопровода и сенатор. Позже дом принадлежал предпринимателю В.А.Кокореву, о котором уже было рассказано в 1-ой части нашей прогулки. Дом в Трёхсвятительском, как вспоминали современники, был им "куплен в развалинах, возобновлён самым безобразно-роскошным образом". Кокорев сдавал его под мебилированные комнаты и гостиницу.
После "откупщицкого царя" дом перешёл Марии Фёдоровне Морозовой (урождённой Симоновой) (1830-1911), матери известныхСправа - Морозовский сад. Вид с Хохловского переулка. Март 2005. Фото WM. русских купцов и меценатов. С 1889 г., после смерти мужа - мануфактур-советника и купца 1-ой гильдии Тимофея Саввича Морозова, она была председателем правления Товарищества Никольской мануфактуры. Один из сыновей  её, Сергей Тимофеевич, известный тогда меценат, вложивший немало труда и средств в становление музея кустарных изделий, был также и любителем-художником. На втором этаже небольшого двухэтажного домика во дворе у него была оборудована мастерская, а внизу находились жилые комнаты. Почитатель таланта Исаака Ильича Левитана (1860-1900), С.Т.Мария Фёдоровна Морозова. Фото с сайта www.all-photo.ru. Морозов предоставил ему этот домик.С осени 1889 г. Левитан начал в нём работать, а потом и поселился здесь. По воспоминаниям, у дома росли большие кусты сирени, внизу находились жилые комнаты, пол в которых был затянут серым сукном, а наверху, куда вела витая лестница,  - прекрасная светлая мастерская. Здесь Левитан написал почти все свои лучшие картины, именно в этом маленьком домике он стал знаменитым - тем самым Левитаном, чьими пейзажами люди до сих пор продолжают любоваться и восхищаться. В этом же доме Валентином Серовым был написан известный портрет Исаака Левитана. У него в мастерской бывали многие художники того времени, а также А.П.Чехов, Ф.И.Шаляпин,В.А.Серов. Портрет Исаака Левитана. 1893 г.. К.А.Тимирязев. Последний раз сюда он приехал в мае 1900 г., а 22 июля того же года Левитана не стало. У него давно уже было больное сердце, здоровье подорвал ещё в молодости, сказалось голодное детство. Кто-то сказал о нём, что "он много мыслил и чувствовал, много работал и долго хворал - это была его жизнь". 25 июля 1900 г. отсюда проводили в последний путь на Дорогомиловское кладбище его друзья - В.А.Серов, срочно приехавший из-за границы, А.М.Васнецов, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, а также масса знакомых и почитателей.
В 1911 г. М.Ф. Морозова умерла и была проведена оценка стоимости владения по Большому Трехсвятительскому, д.1. Тогда она достигла 234,7 тыс. рублей. Это был один из самых дорогих в Москве домов в то время. Для сравнения, три дома П.М. Рябушинского (в том числе и тот, где сейчас музей Горького - на Малой Никитской) стоили только 167 тыс.
Ну а летом 1918 г. сюда переместился штаб левых социал-революционеров (или как их сокращённо называли - левых эсеров). 7 июля 1918 г. взрывом бомбыБольшой Трёхсвятительский переулок. Слева - д.№1. Февраль 2005. Фото WM., брошенной левым эсером Я.Блюмкиным (Симха-Янкель Гершевич Блюмкин, 1898-1929), был убит германский посол в Москве граф В.Мирбах. Убийство стало сигналом к началу восстания левых эсеров против большевиков. В этом доме обосновался отряд ВЧК под командованием эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулемётов. Они заняли Трехсвятительский переулок, телефонную станцию (та, что находилась на другой стороне Покровского бульвара) и телеграф, арестовали Феликса Дзержинского и некоторых других руководителей-большевиков, обстреляли из орудий Кремль и разослали по телеграфу телеграммы с призывом к восстанию. Подавлением мятежа руководил лично В. И. Ленин. Члены фракции левых эсеров ВЦИК и Дом №1 по Б.Трёхсвятительскому переулку. Февраль 2005. Фото WM. проходившего в те дни 5-го Всероссийского съезда Советов были арестованы, против штаба эсеров в районеТрехсвятительского переулка была брошена латышская стрелковая дивизия под командованием И.И.Вацетиса. К 2 часам дня 7 июля мятеж был ликвидирован. Эсеры бежали, заложников освободили. Владимир Ильич даже приехал потом посмотреть на место происшествия...
Затем (с 1919 г.) здесь и в соседнем строении (д.№3) располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев.
До лета 2001 г. в доме находился детский сад №304, а затем его выкупили не будем говорить кто - скажем так, новые хозяева жизни. Все мемориальные доски (в память Левитана и др.) сняли, декор фасадов строители из Средней Азии безжалостно снесли и налепили обычную для сегодняшней Москвы бутафорию. От мемориальных интерьеров этого великолепного здания ничего не осталось, снесли белокаменные порталы парадного вестибюля и роскошную лестницу 1861 года из литогМосковский государственный институт эектроники и математики в Б.Трёхсвятительском. Фото WM.о чугуна... Так называемая "реконструкция" практически ничего не оставила от вчерашнего памятника архитектуры нашей столицы.
В 1931-32 гг. на территории бывшего морозовского владения по проекту Ф.С.Ревенко построили здание  для Машиностроительного вечернего института имени И.И.Лепсе (был такой советский и профсоюзный деятель, умерший в 1929 г.). Однако здание передали созданному примерно в то же время Торфяному институту, а когда его в 1961 г. перевели в г.Калинин, здесь в следующем году разместился Институт электронного машиностроения (ныне называется - Московский государственный институт электроники и математики). В советское время переулки назывались Большим и Малым Вузовскими - по располагавшемуся
Справа - "Формоза", перед ней - Малый Трёхсвятительский переулок, за ней - Большой Трёхсвятительский. Февраль 2005. Фото WM.  неподалёку (в Петроверигском пер.) Коммунистическому университету национальных меньшинств.
По правую сторону переулка первое, что бросается в глаза - это компьютерный магазин фирмы "Формоза" и актуальное нынче Интернет-кафе при нём. Следующее здание - высокое, но довольно-таки невзрачное - радиотехнический НИИ. Раньше, правда (в XVIII веке), здесь стояли деревянные хоромы, окружённые службами. В 1850-60-х гг. тут помещалась редакция журнала "Русский ветник", издаваемого М.Н.Катковым. В нём тогда сотрудничалиШкола  №1227. Фото с сайта FOTO-MOSCOW.RU С.Т.Аксаков, Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский, Л.Н.Толстой - гении русской литературы. Здесь родилась одна из самых известных газет старой России - "Русские ведомости". С 1870-х участок был застроенскладскими зданиями купцами Морозовыми, а в советское время здесь располагалось  Центральное статистическое управление.
Следующий дом по Большому Трёхсвятительскому переулку - №4 - построен в 1913-15 гг. архитектором А.Э.Эрихсоном для училища. А затем здесь разместили среднюю школу №327. В ней учились такие известные товарищи, как поэт и драматург Виктор Михайлович Гусев (1909-44), полярник Эрнст Теодорович Кренкель (1903-71), пианист Лев Николаевич Оборин (1907-74), кинорежиссёр Ефим Львович Дзиган (1898-1981), бард и драматург Александр Аркадьевич Галич (1918-77). Последний сначала учился в 25-й школе  в Колпачном переулке, но его оттуда исключили и перевели в эту. Удивительно, но школа существует до сих пор. Правда, номер у неё нынче другой - №1227 - и теперь она не просто средняя общеобразовательная, а с углублёным изучением английского языка. Учатся в ней вполне обычные дети, которым довелось родиться в близлежащих окрестностях.
Дом №6 - доходный дом, построенный в 1913 г. архитектором И.А.Германом по заказу Ю.Т. Крестовниковой, сестры Саввы Морозова. Часть его включает в себя здание известного в конце XIX века ночлежного"ляпинского" дома, названного так по фамилии владельцев - купцовВ.Е.Маковский. Ночлежный дом. 1889 г. Михаила Иллиодоровича и Николая Иллиодоровича Ляпиных. "Ночлежка была бесплатная , - пишет С.Романюк в книге "Из истории московских переулков", - и селились в ней исключительно нищие, которые собирались под длинным навесом задолго до открытия. Эта сцена воссозданана картине В.Е.Маковского "Ночлежный дом", на первом плане которой, как предполагают, изображён художник А.К.Саврасов. В декабре 1881 г. ляпинский дом посетил Л.Н.Толстой. "Взойдя на гору, - писал он, - мы подошли к угловому большому дому. Большинство людей, шедших со мною, остановились у этого дома. По всему тротуару этого дома стояли и сидели на тротуаре и на снегу всё такие же люди". Под впечатлением увиденного Толстой написал свою знаменитую статью "Так что же нам делать?", в которой резко ставил вопрос о нищете в Москве".


Окончание >
1   2   3   4

 

 © 2003-2010, Проект WMS.



Hosted by uCoz