ПРОГУЛКА  ВТОРАЯ
"ИВАНОВСКАЯ ГОРКА"
Часть 4


 
Малый Трёхсвятительский переулок идёт параллельно Большому. Чем-то они похожи. Но только в этом переулке с институтами и прочими учебными заведениямиДом между Большим и Малым Трёхсвятительскими переулками, в котором жила Цветаева.  Март 2005. Фото WM. немного напряжённей. Зачем в советское время нужно было менять его название и выдумывать ещё и Малый Вузовский ? Непонятно...
Дом №5 - тотМарина Цветаева. Фото 1940 г., что стоит между двумя переулками и выходит на Покровский бульвар - построен в 1930 г. (архитектор В.С.Мартынович). Это так называемый "жилой дом ВСНХ". С конца сентября 1940 г. по август 1941 г. в трёхкомнатной квартире известного учёного Б.И.Шукста снимала комнату (14 квадратных метров) поэтесса Марина Цветаева. Это её последний московский адрес.
"Мы жили на Покровском бульваре дом номер 14/5, угол Малого Вузовского переулка, квартира 62, - вспоминала Ида (Идея) Шукст-Игнатова, дочь Бронислава Шукста. - Это был так называемый "второй дом Совнаркома", в нём жили люди, занимавшие видные посты в государстве, - и такие ученые, как мой отец. В эти годы множество жильцов дома уже были арестованы, на нашей лестнице только две квартиры оставались неопечатанными". Квартира была трехкомнатная. В большой комнате жила сама Ида Шукст, слева - в комнате поменьше - Цветаева с сыном Георгием (Муром), справа - супружеская пара, которая постоянно враждовала с Георгий (Мур) ЭфронМариной Ивановной. Однажды Цветаева сказала Иде: "У меня своё везенье - продала янтарь и приобрела квартиру". Ида Брониславовна поняла это так, что та продавала свои вещи, чтобы снять комнату в их квартире. Она внесла деньги сразу за год вперёд. Лифтом Марина Ивановна никогда не пользовалась, а квартира Шукстов была на шестом этаже. Вообще не любила никаких машин. Боялась переходить дорогу.
Здесь Цветаева услышала сообщение о начале войны, отсюда вместе с сыном - "умным и суровым Муром" - она уехала в эвакуацию в Елабугу, где 31 августа 1941 г.
покончила с собой, повесившись в сенях избы.Здание баптистской церкви. Февраль 2005. Фото WM.
Со стороны Покровского бульвара на стене дома можно увидеть памятную доску в честь художника Владимира Николаевича Пчёлина (1869-1941), который жил здесь и творил.
Из нынешних жильцов - уже мало имеющих отношение к ВСНХ - упомяну Константина Кинчева - лидера популярной в 80-е годы рок-группы "Алиса".

Дом №3 по переулку перестроен в 1865 г. архитектором Г. фон Ниссеном из жилого здания конца XVIII века, имеющего одноэтажную застройку, для Евангелическо-реформаторской церкви. В 1802 году оно принадлежало коллежскому ассесору Александру Дмитрисову, с 1834 г. - подпоручику Никите Петровичу Воейкову с деревянными одно- и двухэтажными строениями.
Фон Ниссен конкретно изменил фасад, пристроил со двора зал. В 1834 г. подпоручик Воейков "продал Московской Реформаторской церкви крепостной свой отстроенный каменный дом на белой земле с принадлежащимиБогослужение в церкви евангелических христиан-баптистов. Фото с сайта www.mbchurch.ru к нему всякого рода жилыми и нежилыми деревянными строениями". В 1915 г. произошёл раздел владения Реформаторской церкви, и почти вся земля и без того небольшого к тому времени владения отошла к училищу при храме. За жилым домом Реформаторской церкви с собственно культовым зданием, пристроенным со двора, осталось лишь небольшая полоска земли вдоль объёма дома, а также половина каменных служб с правой стороны по Малому Трёхсвятительскому переулку. Через 2 года строение перешло к евангелическим христианам-баптистам. 3 апреля 1917 года в нём было проведено их первое торжественное богослужение. Здесь и  поныне располагается центральная баптистская церковь. ИмеетсяЦерковь евангелических христиан-баптистов внутри. Фото с сайта www.mbchurch.ru молитвенный зал на 800 посадочных мест, великолепный 38-ми регистровый орган фирмы "Ernst Rover", изготовленный в 1898 году. И, хоть и в советское время здесь проходили службы, все права на пользование зданием община получила только в ноябре 1993 г. Ну и скажу ещё, что здание давно уже находится в аварийном состоянии. Снаружи это заметно в полной мере.
Как раз напротив баптистской церкви стоит дом №8. Давайте заглянем в его двор. С виду он самый обычный двор, каких много в центре Москвы. Ещё недавно он шумел от гулявшей здесь детворы, а ныне пуст и тих.
Здание "без всякой архитектуры", которое мы видим при входе, особо в глаза не бросается , а между тем написать о нём можно немало интересного. Что ж, погрузимся ненадолго на пару стол
етий назад.
Тогда этот прекрасный, выстроенный в классическом стиле, дворец имел огромный парк, террасами спускающийся к Подколокольному переулку.
Усадьба Остермана. Вид при входе во двор со стороны М.Трёхсвятительского переулка. Март 2005. Фото WMЖалкие остатки былой роскоши ещё остались во дворах, но всё это, конечно, уже не то...
Прекрасной усадьбой владел Фёдор Андреевич Остерман (1723-1804), действительный статский советник, кавалер всех российских орденов,
крупный деятель екатерининской эпохи, сенатор, московский губернатор (в 1773-80 гг.). В общем, очень знатный и богатый человек. Да к тому же чудак и оригинал. Среди современников он прославился своей необыкновенной рассеянностью, ставившей его зачастую в комическое положение. Так, за обеденным столом Остерман чесал иногда ногу соседа вместо своей; подбирал себе на колени край белого платья или юбку сидящей подле него за столом дамы, воображая, что поднимаетФёдор Андреевич Остерман с пола свою упавшую салфетку; выходил на улицу из кареты и более часа неподвижно стоял подле какого-либо дома, уверяя лакея, что он ещё не кончил своего занятия, между тем как на улице лил дождь; вступал в интересный разговор с кем-нибудь и внезапно прерывал его и уходил или являлся в гости с расстёгнутым платьем, шокируя этим дам, и т.п.
А купил Остерман эту усадьбу в 1777 г. у вдовы тайного советника М.С.Похвиснева. Со временем в дом Остерманов стал часто захаживать в гости тихий и скромный гвардии поручик Иван Николаевич Тютчев. Молодой человек был желанным гостем, так как считался в то время завидным женихом, ведь род Тютчевых по знатности не уступал хозяевам дома. А у Остерманов имелась невеста - Екатерина Львовна Толстая. Происходила она из знатного рода Римских-Корсаковых, мать её умерла рано, оставив мужу - Льву Васильевичу Толстому - одиннадцать детей. Старшие дети были отданы в закрытые учебные заведения, а младших взяли на воспитание родственники, и Катя Толстая двенадцатилетней девочкой оказалась в доме своей бездетной тётки по отцу Анны Васильевны Остерман. Племянница почитала Остерманов как родителей, да и они считали её почти своей дочерью. В общем, ходил, ходил Иван Тютчев в гости, любовался красавицей Катей, а потом взял и сделал ей предложение. Она согласилась и в 1798 г. состоялась свадьба. Молодые уехали в родовое имение Тютчевых Овстуг (в Брянской губернии), где и родился их второй сын Фёдор, будущий великий русский поэт.Иван Николаевич Тютчев Екатерина Львовна Тютчева (Толстая)
В ноябре 1804 г. скончался Фёдор Андреевич Остерман и почти сразу после похорон в дом овдовевшей тётки перебралась семья Тютчевых. Анна Васильевна умерла через 5 лет, летом 1809 г., и большую часть наследства завещала любимой племяннице. Дом же в Трёхсвятительском переулке "с садом и всеми служебными постройками" она подарила ей практически сразу после смерти мужа. Есть опись этой усадьбы, составленная в 1810 году архитектором Жуковым: трёхэтажный каменный дом с большим парадным подъездом и балконом стоял в глубине двора; два белокаменных крыльца “о шести ступенях” по бокам вели прямо на второй этаж. Во дворе три деревянных флигеля, каретный сарай, конюшня с сеновалом и пять деревянных корпусов “разных мер и посредственного виду” с погребами, сараями, амбарами.
В доме, судя по всему, имелась великолепная библиотека; 
Фёдор Иванович ТютчевФ.А.Остерман оставил о себе не только славу чудака, но и любителя наук и искусств. Известно, что он в совершенстве владел латынью и переписывался на ней с митрополитом Платоном, у которого на старости лет учился богословию. Наверняка, именно в этом доме будущий поэт познакомился с классической поэзией, ведь известно, что в 13 лет Тютчев уже был признанным переводчиком Вергилия и Горация.
О родителях Тютчева современники немало рассказали нам в своих воспоминаниях. Например, С.Т.Аксаков, знавший Екатерину Львовну уже в преклонных годах, писал, что это была "женщина замечательного ума, сухощавого, нервного сложения, с наклонностью к ипохондрии, с фантазией, развитой до болезненности". Ипохондрия, преувеличенное внимание к своему здоровью, склонность преувеличивать свои недуги, не помешали Екатерине Львовне, матери большого семейства, дожить до глубокой старости. Она умерла в возрасте почти 90 лет и была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Отец поэта Иван Николаевич, дослужившись до чина поручика, подал в отставку, так как, страдая от мягкости своего характера, считал себя мало приспособленным для армейской службы. Зато в семье он был вполне счастлив, боготворил жену, передав ей все бразды правления. В семье царила спокойная и благожелательная атмосфера. "Смотря на Тютчевых, - писал университетский приятель поэта М.П.Погодин, - думал о семейном счастии. Если бы все жили так просто, как они".
Храм Трёх святителей на Кулишках. Февраль 2005. Фото WM. Хлебосольный хозяин, добрый семьянин, за всю жизнь не сказал грубого слова не только жене, детям, но и слугам. В детском стихотворении, написанном ко Дню рождения "любезного папеньки", 11-летний сын назвал его "Друг истинный добра и бедных покровитель".
Екатерина Львовна в доме в Трёхсвятительском переулке чувствовала себя очень уютно, но Ивану Николаевичу дом всё же не очень нравился и в январе 1810 г. он был продан купцу и автору воспоминаний о занятой в 1812 г. французами Москве д'Изарну Вилефору, о чём сохранилась запись в маклерской книге, хранящейся в фонде городского магистрата архива г. Москвы. Семья Тютчевых переехала в расположенный неподалёку, вновь купленный большой особняк в Армянском переулке, д.11, а дом в Трёхсвятительском переулке вскоре после наполеоновского нашествия перешёл в казну, и в нём разместилась Мясницкая полицейская часть.
К
онечно, не обойти стороной небольшую живописную церквушку на углу Малого Трёхсвятительского и Хитровского переулков. Это Храм Трёх Святителей на Кулишках. Известна эта церковь с 1406 г., когда она была поставлена при загородной резиденции митрополитов. Рядом находились великокняжеские конюшни и храм тогда был во имя Флора и Лавра, лошадиных покровителей.Храм Трёх Святителей на Кулишках в конце XIX в. Фото из альбома Н.А.Найдёнова После пожара 1547 г. конюшни эти перевели в Чертолье (ныне - район близ станции метро "Кропоткинская"), где позже был Колымажный двор, а церковь стала называться "что у старых конюшен". В 1669-74 гг. было построено нынешнее каменное здание церкви. Главный престол освятили во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Богослова, придел устроили во имя Флора и Лавра. Храм неоднократно перестраивался. Первоначально он имел нарядный кирпичный декор, который был стёсан в 1770-х гг. Здание с далеко выдвинутыми апсидами первого этажа Малый Трёхсвятительский переулок. Высокое здание справа - НИИ Радиотехники. Март 2005. Фото WM.было обновлено в 1901 г. В 1927-м церковь закрыли. Но разрушать не стали, а сделали из неё жилой дом. Потом перенесли сюда один из филиалов студии "Диафильм". Реставрировать храм начали с 1970-х гг., а богослужения в нём возобновились в 1996-м. При храме сейчас имеется воскресная школа для детей, регентские курсы, школа православной семьи...

Хитровский переулок спускается к уже знакомому нам по первой прогулке Подколокольному переулку. Как можно легко догадаться, название своё он получил от знаменитой Хитровки. В советское время ему дали имя Максима Горького. В доме №4, во дворе которого тоже видны остатки усадьбы Остермана (правда, туда не попасть - дом занят пожарной частью и военным общежитием), вскоре после 1812 г. расположилась Мясницкая полицейская часть. Над домом выстроили деревянную пожарную каланчу. В 1925-м её предполагали оставить "как памятник уходящего быта", но всё же не оставили.
В этой самой полицейской части "был содержан в крайней строгости" писатель Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903) после ареста по подозрению в зверском убийстве своей любовницы-француженки Луизы Симон-Деманш. Именно в тюрьме он создал своё самое знаменитое произведение - "Свадьба Кречинского".
И здесь же, в июле 1909 г., находился молодой Владимир Маяковский, которого полиция заподозрила в причастности к организации побега политических заключённых из Новинской женской тюрьмы. Это был очень буйный арестант, доставлявший массу хлопот охранникам. "Меня забрали. Дома нашли револьвер и нелегальщину. Сидеть не хотел. Скандалил. Переводили из части в часть - Басманная, Мещанская, Мясницкая...", - вспоминал Маяковский.
В здании полицейской части работал и там же жил врач Дмитрий Павлович Кувшинников, выбравший для медицинской практики один из самых бедных участков в Москве. Кувшинников и его жена Софья ПетровнаХитровская площадь в конце 19 века. Видна каланча Мясницкой полицейской части. Слева от неё - Храм Трёх святителей на Кулишках. Фото из альбома Н.А.Найдёнова. (1846-1907) занимали квартиру на третьем этаже Мясницкого полицейского дома. "Жили они в казённой квартире, под самой каланчой одной из московских пожарных команд", - вспоминал о супругах Кувшинниковых Михаил Павлович Чехов, младший брат русского писателя.
Дмитрия Кувшинникова изобразил на своей знаменитой картине "Охотники на привале" художник В.Г.Перов. Охотник-рассказчик слева - это он. Два других персонажа картины написаны с друзей Кувшинникова: охотник-скептик - это врач и художник-любительВ.Г.Перов. Охотники на привале. 1871 г. Василий Владимирович Бессонов, а молодой охотник - Николай Михайлович Нагорнов, родственник Льва Николаевича Толстого (он был женат на его племяннице - Варваре Валериановне Толстой). Будучи в 1892 году членом Московской городской управы, Нагорнов сумел оказать дружескую услугу И.И.Левитану. Великий художник в этом году, согласно приказу московского генерал-губернатора, наравне с другими лицами еврейской национальности лишался права проживания в Москве и Нагорнов принимал участие в хлопотах о разрешении Левитану жить и работать в Москве... И Дмитрий Павлович, и супруга его просто обожали охоту.
А ещё Кувшинниковы стали прототипами известного рассказа А.П.Чехова "Попрыгунья" (может, кто помнит и одноимённый фильм Самсона Самсонова, где блеснули Людмила Целиковская, Сергей Бондарчук, Владимир Дружников ?). Софья Петровна (урождённая Сафонова) была одарённой и разносторонней женщиной, отлично рисовала, очень хорошо играла на пианино; в её салоне бывали художники и артисты: А.И.Сумбатов-Южин, А.П.Ленский, Т.Л.Щепкина-Куперник, братья Чеховы. В свои приезды в Москву обязательно заглядывал сюда И.И.Репин.Софья Петровна Кувшинникова Так же, по словам С.П.Кувшинниковой, она была "ученицей, товарищем по охоте, другом" Левитана. Образ героини рассказа "Попрыгунья" гораздо мельче и приземлённее своего прототипа и всё же сходство несомненно. Ну вот давайте попробуем сравнить описание квартиры Кувшинниковых в Трёхсвятительском переулке и квартиры Дымовых в чеховском рассказе.
Вот что вспоминает Щепкина-Куперник: "Эту квартиру она устроила оригинально, "не как у всех". В столовой поставила лавки, кустарные полки, солонки и шитые полотенца, "в русском стиле", спаленку свою задрапировала на манер восточного шатра, по комнатам у неё гулял ручной журавль и т.п."
А вот как Чехов описывает квартиру Дымовых: "В столовой она оклеила стены лубочными картинками, повесила лапти и серпы, Дмитрий Павлович Кувшинниковпоставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе. В спальне она, чтобы похоже было на пещеру, задрапировала потолок и стены тёмным сукном, повесила над кроватью венецианский фонарь..."
Ещё одно сопоставление. Во время очередного журфикса (или, проще говоря, приёма) у Кувшинниковых: "Как-то так случилось, что в течение целого вечера, несмотря на шумные разговоры, музыку и пение, мы ни разу не видели среди гостей самого хозяина, - вспоминал Михаил Чехов. - И только обыкновенно около полуночи растворялись двери, и в них появлялась крупная фигура доктора с вилкой в одной руке и с ножом в другой, и торжественно возвещала: "Пожалуйте, господа, кушать !"Хитровский переулок, дом 4. За этим зданием, принадлежащего сейчас пожарным и военным, находилась Мясницкая полицейская часть. Март 2005. Фото WM.
А вот во время очередного журфикса у Дымовых: "Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал об его существовании. Но ровно в половине двенадцатого отворялась дверь, ведущая в столовую, показывался Дымов со своей добродушною кроткою улыбкой и говорил, потирая руки: "Пожалуйте, господа, закусить".
Молоденькую девушку Татьяну Львовну Щепкину-Куперник, приехавшую в Москву и начавшую бывать в салоне Кувшинниковых, поражало то, что никто не говорил: "бывать у Кувшинниковых", а всегда "у Софьи Петровны", так как первой скрипкой в их супружестве была она". Татьяна Львовна так описывает её портрет: "Некрасивая, с лицом настоящей мулатки, с вьющимися - только не такими жёсткими, как у негров - чёрными волосами и живыми тёмными глазами, с великолепной фигурой, она была известна всей Москве... Она писала красками (и очень хорошо, даже выставляла свои работы, главным образом, цветы), прекрасно играла на фортепиано, в молодости носила мужской костюм и ходила с ружьём на охоту, а позже ездила с художниками на этюды в качестве полноправного товарища, не обращая внимания наХитровский переулок. Справа - Храм Трёх святителей, впереди- поликлиника ФСБ. Февраль 2005. Фото WM сплетни и пересуды".
Когда появился рассказ "Попрыгунья", вся Москва узнала в его героях семью Кувшинниковых и И.И.Левитана (а он, как мы уже знаем, жил совсем рядом). Между Чеховым и Левитаном, до того большими друзьями, вспыхнула ссора, настоящая такая, серьёзная, много крови испортившая обоим. Кувшинникова и Левитан "узнали себя" и очень обиделись. И, может быть, дело не зашло так далеко, если бы не "вступились друзья-приятели, пошли возмущения, негодования, разрасталась тяжёлая история, и друзья больше года не виделись и не разговаривали, оба от этого в глубине души страдая". Но в конце концов они помирились, а Софья Петровна сумела доказать, что она выше и лучше героини рассказа "Попрыгунья". Писатель А.С.Лазарев-Грузинский вспоминал: "Софья Петровна Кувшинникова пережила и мужа, и Левитана, и Чехова и своею красивою смертью доказала, что она - не пустелька..." Живя в глуши под Москвою, на даче, она заразилась, ухаживая за одинокой художницей, и умерла в несколько дней. Софья Петровна повторила подвиг Осипа Дымова...

Декоративный фасад флигеля дома №3 по Хитровскому переулку говорит нам, что когда-то этот дом тоже был богатой усадьбой. Главное строение, значительно перестроенное,Хитровский переулок. Вид с Подколокольного переулка. Слева - д.3, где родился А..Н.Скрябин. Февраль 2005. Фото oltajul. находится в глубине участка. В XVIII  веке усадьба принадлежала Лопухиным и Волконским, а в 1792 г. перешла к богатому купцу Афанасию Кирьякову. Здесь 25 декабря 1871 г. в семье студента-юриста (а впоследствии дипломата) из старинного дворянского рода Николая Александровича Скрябина и пианистки Любови Петровны (урождённой Щетининой) родился будущий выдающийся русский композитор Александр Скрябин (1871-1915).
А к концу XIX века тут обосновалась ночлежка; её занимали обитатели "рангом" немного выше, чем другие обитатели Хитровки - мастеровые, поденщики и особенно портные, которых звали "раками", так как они, пропив одежду, не могли выходить из своих "нор".
Потом рядом возвели больницу, получившую имя 10-летия Октября. Зимой 1941-42 гг. она была разрушена взрывом авиабомбы. В 1944 г. архитекторы Островский и Л.М.Бульковштейн реконструировали здание и в нём разместили поликлинику (ныне - ведомственная поликлиника ФСБ России). В 1971 г.
Малый Ивановский переулок. Слева - ресторан "Ноев ковчег". Лето 2003 г. Фото с сайта FOTO-MOSCOW.RU. со стороны двора повесили мемориальную доску в память "места формирования 1-го стрелкового полка 5-й дивизии народного ополчения и коммунистического батальона Фрунзенского района".

Что ж, осталось нам расказать всего о двух переулках Ивановской горки - Малом Ивановском и Подкопаевском. Они почти параллельно спускаются от Хохловского переулка к Подколокольному.
В Малом Ивановском переулке не так уж много примечательных зданий. С правой стороны идут корпуса Ивановского монастыря, о котором мы говорили в самом начале прогулки, юридический институт МВД России. Парочка жилых домов, учреждения, офисы... В начале XX века здесь жили почти сплошь купцы - Челноковы, Кучумины, Климовы, Орловы...Малый Ивановский переулок. Вид с Подколокольного переулка. Лето 2003 . Фото с сайта FOTO-MOSCOW.RU.
Ну можно отметить д. №9 (перестроенное владение купца Александра Андреевича Челнокова) - ресторан армянской кухни "Ноев ковчег" (шикарный, видать, ресторанчик, у него и свой сайт имеется во Всемирной Паутине). Можно и коньяк "Арарат" здесь вкусить. А как же без него в армянском ресторане ?

Подкопаевский переулок будет, пожалуй, поинтереснее. Одна из главных его достопримечательностей - церковь святого Николая Чудотворца, "что в Подкопаеве" (д.15/7). Стоит она в самом конце переулка. Когда-то по нему протекала река Рачка, начало своё бравшая из "Поганой лужи" (которая позже стала Чистыми прудами). Текла она по Колпачному и Подкопаевским переулкам, пересекала Подколокольный переулок и улицу Солянку и впадала в р. Москву на Москворецкой набережной, чуть выше устья Яузы. Потом Рачку заключили в трубу и теперь ручеёк, что от неё остался, впадает в Яузу близ Астаховского моста.
Название урочища Подкопаево (или Подкопаи), возможно, произошло от фамилии владельца двора поблизости, хотя есть и другие версии. По преданию,
Подкопаевский переулок. Февраль 2005. Фото WM. некие воры сделали подкоп под церковь, забрались внутрь, взяли серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них был завален в сделанном им же подкопе и погиб под обвалтвшимися камнями. По другой версии, название объясняется также подкопом, но только сделанном не для преступных целей - здесь как будто находился карьер для добычи глины. По церкви переулок ещё называли Никольским.
В первый раз местность эта упоминается в летописи 1493 г., когда великий князь Иван III переселился сюда после большого пожара, уничтожившего дворец в Кремле: 28 июля от свечки загорелась Николопесковская церковь (та, что близ Арбата), и от неё занялся пожар - "воста буря велиа зело, и кинуло огонь... И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом Храм Николая Чудотворца в Подкопаях в конце 19 века. Фото из альбома Н.А.Найдёнова.безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал". Иван III поселился "у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех", на берегу р.Рачки.
Известно, что каменным здание церкви было уже в 1629 г., но, возможно, построено оно и ранее. Несколько раз она переделывалась - в конце XVII-начале XVIII в. и в середине XVIII в. В 1812 г. церковь серьёзно пострадала, сорок с лишним лет пустовала и только в 1855-58 гг. по проекту архитектора Н.И.Козловского её восстановили, заново выстроили трапезную и приделы и отдали под Александрийское (позже - Антиохийское) подворье. В 1858 г.  храм был заново освящён митрополитом Московским Филаретом и епископом Фиваидским Нестером, а в 1859 г. на средства прихожан возвели колокольнюХрам Николая Чудотворца в Подкопаях. Март 2005. Фото WM. с одноэтажной кладовой палаткой. По Подколокольному переулку стоит шатровая часовенка в "русском" стиле, построенная в 1885 г. по инициативе настоятеля подворья архимандрита Геннадия.
В 1930-х годах церковь закрыли, сломали кресты и главки на приделах и сделали из Божьего храма жилое помещение, а позже в бывших церковных помещениях устроили полиэтиленовый завод.
Службы в Храме Николы в Подкопаеве возобновились только в 1991 г. и теперь при нём действует воскреснаяИкона Сергея Радонежского на стене Храма в Подкопаях. Март 2005. Фото WM. Икона Николая Чудотворца на стене храма Николы в Подкопаях. Март 2005. Фото WM. школа для детей, православная школа риторики для взрослых, открыта большая книжная лавка. При церкви приделы: Казанской Божией Матери и Святого Димитрия Ростовского. По бокам от входа в храм - иконы Сергия Радонежского и Николая Чудотворца.

Другая достопримечательность переулка - так называемые палаты Шуйских (д.№5), относящиеся к XVII веку. В те времена места эти были, как теперь говорят, элитными и немало бояр имело здесь свои подворья. Князья Шуйские, чей знатный род шёл от Александра Невского, тоже возвели хоромы на этих землях. Один из представителей Шуйских - Василий Иванович (1552-1612), был в 1606 г. "выкрикнут" русским царём. После поражения в битве с поляками под Смоленском в 1610 г. он был свергнут с престола боярами и насильно пострижен в монахи.
По некоторым утверждениям, в сентябре 1611 г. в палатах Шуйских умер гетман Ян-Пётр Сапега (1569-1611), известный по смутным временам как сторонник Лжедмитрия II. Он остановился здесь, когда Москва была практически взята и Белый Город захвачен, но заболел и скончался.
Подкопаевский переулок. Палаты Шуйских. Февраль 2005. Фото WM.
Первоначально палаты были одноэтажными и лишь позднее их надстроили двумя этажами. Это множество разновременных построек, из которых самая старая - середины XVII  в. - находится с южной стороны (правой, если смотреть с улицы). В начале и в середине XVII в. палаты расширялись, перестраивались, надстраивались антресоли. С конца 1970-х здесь находилось Общество териологов (это такие зоологи, которые изучают млекопитающихся).
В интерьерах до недавнего времени сохранялись остатки убранства - двери, печи, паркетные полы. Осталось ли это сейчас ? Возможно... Но вот мемориальная доска
Как пишут на доске: "Охраняются государством". Февраль 2005. Фото WM. выглядит как-то совсем уж по-древнему.
В доме 4 по Подкопаевскому переулку в середине прошлого века располагалась Автомобильная инспекция города Москвы - штаб тогдашних гаишников.
По чётной стороне переулка нынче ведётся строительство - там возводят культурно-деловой центр и новый жилой дом. Естественно, элитный. А в четырёхэтажном особняке (во дворе д.№7) расположилось представительство правительства Саратовской области при Правительстве России.

Ну вот, наверное, и всё об Ивановской горке - одном из самых живописных уголков Москвы. По этим переулкам можно бродить бесконечно, каждый раз открывать для себя что-то новое, восторгаться красотой этой удивительной местности и возвращаться к ней снова и снова. Выкройте немного свободного времени, отложите ненадолго дела насущные, отвлекитесь от сегодняшних проблем и просто погуляйте по старым московским переулкам. Не пожалеете !


1    2    3    4

 

 © 2003-2010, Проект WMS

Rambler's Top100

Hosted by uCoz