На главную
страницу

Осип Абдулов
16.11.1900-14.06.1953

Звёзды кино,
ушедшие из жизни


Осип Абдулов в фильме "Свадьба" Осип Абдулов в фильме "Свинарка и пастух" Осип Абдулов в фильме "Свинарка и пастух" Осип Абдулов в фильме "Александр Попов" Осип Абдулов в фильме "Человек в футляре" Осип Абдулов в фильме "Остров сокровищ"

Осип Наумович АБДУЛОВ

Осип Абдулов   Народный артист РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии (1951, за театральную работу).
  Родился 3 (16) ноября 1900 г. в г. Лодзь (Польша) в семье инженера-текстильщика. В 1913 г. семья переехала в Москву. В 1917 г. Абдулов окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Студентом участвовал в драматической секции студенческого клуба "Наука и искусство". В 1918 г. начал профессиональную сценическую жизнь сначала в студии А.А.Гейрота, с лета 1919 г. - в студии им. Ф.Шаляпина. Первые роли Абдулова - дворецкий Проспер ("Революционная свадьба" Михаэлиса), старуха Чупурлина ("Фантазия" К.Пруткова. Роль Грена в спектакле "Зелёный попугай" А.Шницлера принесла ему первый сценический успех.
  В 1923–25 гг. Абдулов – артист Театра им. В.Ф.Комиссаржевской, где исполнил роль Расплюева в спектакле "Отжитое время" по А.Сухово-Кобылину (1925). В сезон 1925-26 гг. – в МХТ, покинув который перешёл в Московский театр сатиры. С 1927 г. - актёр и режиссёр Московской государственной драматической профклубной мастерской под руководством Н.Волконского. Актёрским достижением Абдулова была роль Крутицкого в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского (1927).
  С 1929 г. - актёр Театра-студии под руководством Ю.Завадского. Исполнил здесь роли: Корбаччио ("Моё" Б.Джонсона, 1929), Лыняева ("Волки и овцы" Островского, 1932), генерала Бургойня ("Ученик дьявола" Б.Шоу, 1932), Эмиля Фромантейля ("Школа неплательщиков" Л.Вернейля и Ж.Бера, 1934).
  В 1936 г. был принят в Театр им. Вс.Мейерхольда, после закрытия которого работал в Театре Революции с 1938 по 1942 гг. В этом театре им были сыграны роли Нарзулаева ("Павел Греков" Б.Войтехова и Л.Ленча, 1939), Кнурова ("Бесприданница" Островского, 1940), Кутузова ("Давным-давно" А.Гладкова, 1940).
Осип Абдулов в фильме "Остров сокровищ"   Яркой театральностью отличались образы, созданные Абдуловым в театре им. Моссовета (с 1943 г.): Шульга ("Встреча в темноте" Ф.Кнорре, 1943), Сорин ("Чайка" А.Чехова, 1945), дядя Васа ("Госпожа министерша" Б.Нушича, 1946), Боб Мэрфи ("Русский вопрос" К.Симонова, 1947), Шмага ("Без вины виноватые" Островского, 1948), Старый ашуг ("Рассказы о Турции" Н.Хикмета, 1953) и др.
  С 1936 г. Абдулов снимался в кино; среди его ролей – Вассэ-младший ("Зори Парижа", реж. Г.Рошаль, 1936); Джон Сильвер ("Остров сокровищ", реж. В.Вайншток, 1937); Жак Лавендаль ("Семья Оппенгейм", реж. Рошаль, 1938); Буфетчик ("Свинарка и пастух", реж. И.Пырьев, 1941); хозяин бара ("Ночь над Белградом", реж. Л.Луков ,1941); Дымба ("Свадьба", реж. И.Анненский, 1944) и др.
  Отношение Осипа Наумовича Абдулова к кинематографу было двойственным: кино он очень любил, понравившиеся фильмы смотрел по многу раз, но никогда не бывал удовлетворен собственной работой. Он говорил: "В театре мне приходилось играть разные роли, в том числе и хороших, обаятельных людей. В кино же меня приглашали главным образом на роли вредителей, злодеев, пиратов. Я всегда старался их очеловечить, избегать сплошной чёрной краски".
  Часто приходилось Осипу Наумовичу самому придумать для себя характерные детали, иногда даже реплики. В картине "Светлый путь" и роли-то, по существу, не было. Всего два появления директора текстильной фабрики. В первом директору показывают рисунки тканей. Это был период увлечения производственной тематикой. Никаких там тебе цветочков или букетиков: ситцы покрывались тракторами, зубчатыми колёсами. Директору - Абдулову - нужно высказать своё мнение. Почему-то в сценарии нет никакой реплики. Вся съёмочная группа предлагает фразу за фразой. Не годится.
  Вдруг Осип Наумович, хитро блеснув глазами, говорит:
- Я придумал. Снимайте!
Осип Абдулов ...Снова вносят кипы ситцев. Директор глубокомысленно разглядывает ткань, расписанную фабриками и заводами со множеством труб.
- Дыму мало! - изрекает директор.
Все покатываются со смеху. Хохочут режиссёр, оператор, помреж, актёры. Еле засняли...
  С 1924 г. Абдулов работал на Всесоюзном радио как актёр и режиссёр. Поставил более 200 радиоспектаклей, в т.ч. "Кола Брюньон" Р.Роллана, "Тартарен из Тараскона" А.Доде, "Пиквикский клуб" Ч.Диккенса, "Шинель" Н.Гоголя, "Мальва" и "Макар Чудра" М.Горького и др. Был организатором художественного радиовещания для детей.
  Сохранились воспоминания о выдающемся умении Абдулова заменять зрительные образы звуковыми, передающими действие или присутствие на радиосцене одного или нескольких персонажей. Для каждого Абдулов находил "звуковую характеристику". Например, образ бравого солдата Швейка он создавал, широко улыбаясь, растягивая слова, и доводя звук своего голоса до какого-то немыслимого фальцета.
С 1929 г. занимался педагогической деятельностью, сначала в Театре-студии Ю.Завадского, затем в ГИТИСе.

  Фаина Раневская рассказывала: "Осип Наумович Абдулов уговорил меня выступать с ним на эстраде. С этой целью мы инсценировали рассказ Чехова "Драма". Это наше совместное выступление в концертах пользовалось большим успехом.
  Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актёров. Когда не стало О. Н., я скоро прекратила выступать в этой роли. Успеха больше не было.
  Мне посчастливилось часто видеть его в домашней обстановке. Обаяние его личности покоряло меня. Он любил шутку. Шутил непринуждённо, легко, не стараясь рассмешить. За долгую мою жизнь я не помню никого, кто мог бы без малейшего усилия шуткой привести в радостное, хорошее настроение опечаленного друга.
Осип Абдулов в роли Лыняева в спектакле "Волки и овцы"   Как актёр он обладал громадным чувством национального характера. Когда играл серба - был подлинным сербом ("Министерша"), подлинным англичанином ("Ученик дьявола"), подлинным французом ("Школа неплательщиков"), подлинным греком ("Свадьба" Чехова).
  Я часто сердилась на Осипа Наумовича за то, что он непосильно много работает, не щадит себя. Он на все мои нападки неизменно отвечал: "В этом смысл моей жизни".
  Однажды после окончания ночной съёмки в фильме "Свадьба", где он чудесно играл грека, нам объявили, что машины не будет и что нам придётся добираться домой пешком. Осип Наумович сердился, протестовал, долго объяснялся с администратором, но, тут же успокоившись, решил отправиться домой как был, в гриме, с чёрными усами и бровями, в чёрном парике и турецкой феске. По дороге он рассказывал мне какую-то историю от лица своего грека, на языке тут же им придуманном. Свирепо вращал глазами, отчаянно жестикулировал, невольно пугая идущих на рынок домашних хозяек. Это была не только озорная шутка, это было творчество, неуёмный темперамент, щедрость истинного таланта. И это - после трудной ночной съёмки.
  Наша прогулка продолжалась бы дольше, если бы изумлённый нашим видом милиционер категорически не потребовал, чтобы мы немедленно шли домой.
  Возвращаясь со спектакля в гастрольных поездках по Союзу и за рубеж, мы обычно ужинали у меня в номере гостиницы. И даже после ухода О. Н. к себе, вспоминая его рассказы, я, оставшись одна, ещё долго хохотала, как филин в ночи, чем приводила в недоумение дежурного коридорного.
  С особенно нежной любовью он говорил о Ростиславе Плятте, восхищался его талантливостью. Я вообще заметила, что талант всегда тянется к таланту и только посредственность остаётся равнодушной, а иногда даже враждебной к таланту..."
Умер Осип Наумович Абдулов в Москве 14 июня 1953 г. в возрасте 53 лет. Похоронен на Введенском кладбище.
  Сын - народный артист России Всеволод Абдулов (1942-2002).

Фильмография:

1. Гобсек - 1936 - Жигонэ
2. Зори Парижа - 1936 - Вессэ-младший
3. Поколение победителей - 1936 - профессор
4. Последняя ночь - 1936 - полковник
5. Остров сокровищ - 1937 - Джон Сильвер
6. Поезд идёт в Москву - 1938 - пассажир
7. Честь - 1938 - Арсений Юльевич
8. Семья Оппенгейм - 1938 - Жак Лавендель
9. Человек в футляре - 1939 - Тарантулов
10. Светлый путь - 1940 - директор фабрики Дорохов
11. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем - 1941 - городничий
12. Морской ястреб - 1941 - Иван Акимович
13. Ночь над Белградом (новелла в киноальманахе "Боевой киносборник №8"- 1941 - хозяин бара
14. Свинарка и пастух - 1941 - Левон Михайлович, буфетчик
15. Александр Пархоменко - 1942 - немецкий генерал
16. Карьера лейтенанта Гоппа (новелла в киноальманахе "Боевой киносборник №11) - 1942
17. Поединок - 1944 - Крашке
18. Свадьба - 1944 - Дымба
19. Пятнадцатилетний капитан - 1945 - Хозе Антонио Альвец
20. Белый клык - 1946 - Том Кинен
21. Давид Гурамишвили - 1946 - Ушаков
22. Александр Попов - 1949 - Айзекс
23. Серебристая пыль - 1953 - Шериф

Использованные материалы:
Энциклопедия "Кругосвет"
Ф.Раневская "Дневник на клочках"
Сайт канала "Культура"
Сайт "Советский экран"
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия
Ростовская электронная газета
Фотографии из коллекций Евгения Каштанова, Владимира Молчанова,Инны Джужа, с сайта канала "Культура" и из архива автора.

© 2003-2010, Проект WMS.

Rambler's Top100 HotLog

 

Hosted by uCoz