Ада Игнатьевна ВОЙЦИК
Заслуженная
артистка РСФСР (1935). Родилась 1 августа 1905 г.
в Москве. В 1927 г. окончила Государственный техникум кинематографии
(ныне - ВГИК). Актриса Театра-студии киноактера. В кино - с
1926 г. (первая работа - в фильме "Расплата") Имя этой актрисы вписано в историю советского кино.
Она играла в лентах многих великих режиссёров - рядом с великими актёрами. И не
затерялась в этом созвездье. Киносудьба актрисы Ады Войцик началась яркой роли Марютки в экранизации повести Бориса Лавренёва
"Сорок первый". Яков Протазанов поставил "Сорок первый" в 1927 г., через три
года после написания цветастой, футуристической повести, по горячим следам. В
фильме словно ещё дуют настоящие ветры революции, а красноармейцы вырываются из
смертных кругов пустыни. Это не та сладкая мелодрама, которая будет снята в 1956
г. с Изольдой Извицкой и Олегом Стриженовым. На съёмках у Якова
Протазанова студентка 3-го курса ГТК появилась неожиданно. Её заметили в группе и
пригласили на роль. Режиссёр не сразу признал свою Марютку в молодой черноглазой
Аде Войцик. Он представлял в этой роли Веру Марецкую, но та ждала ребёнка и
сниматься не могла. Удивительные глаза юной актрисы убедили Протазанова. Аде
было в тот момент двадцать три. Марютка в картине - решительна и
несгибаема. Её глаза горят от ненависти к врагу. Марюткиного "синеглазенького",
поручика Говоруху-Отрока, играет в фильме Иван Коваль-Самборский: "Хорошая ты,
Марютка. Жаль только, что красная!" - "Да и ты ничего, только белый, рыбья
холера!". На самом деле, удалась даже не роль, а картина, благодаря
которой Ада Войцик стала фигурой большого кинематографа. Режиссёры приметили её
яркую внешность и выразительные глаза. После работы с Яковым Протазановым
начались съёмки в картине Бориса Барнета "Дом на Трубной". За ними последовала
весёлая комедия "Кукла с миллионами" Сергея Комарова. О таком начале актёрской
судьбы можно было только мечтать, но успех имеет свойство испаряться. Вдруг,
когда уже кажется, что он - норма существования. Актёрскую судьбу Ады
Войцик сложно назвать счастливой. В большинстве из фильмов она играла в коротких эпизодах. Она снималась в "Иване
Грозном" у Сергея Эйзенштейна, но что это за эпизод? Длинною в минуту. Правда,
полный страсти, любви и гнева, и поэтому незабываемый. "Не умирай, бойся яда!
Бойся бояр!", - кричит Елена Глинская будущему Ивану Грозному, которого играет
сын Ады Войцик, Эрик Пырьев. Войцик была первой женой Ивана Пырьева. Это
означает и не сложившуюся женскую судьбу - позже Пырьев уйдёт к своей главной
музе Марине Ладыниной. В 1933 г. Пырьев снял Аду в картине "Конвейер
смерти", в 36-ом - в "Партийном билете". В это время Пырьев переживает не самый
лучший период своей жизни: он пришёл в кинематограф из театра Мейерхольда, и из
первых его картин несколько сразу запрещаются и подвергаются переделке. Это
социальная сатира "Государственный чиновник", а позднее фильм "Партийный билет",
где Ада Войцик сыграла главную роль. Творческая судьба режиссёра как будто не
складывается, и он решает изменить всё - материал, жанр, стиль, а вместе с этим
меняет и личную жизнь, расставшись со своей актрисой, музой, и женой - Адой
Войцик. Она тяжело переживала разрыв. Хотела покончить с собой, чуть не попала
в "психушку"... Но их брак распался не сразу: Иван то уходил к Ладыниной, то снова возвращался. В
жизни ей пришлось пережить немало страданий. Об этом говорит и
неподдельная грусть в глазах у "вечной невесты" Ванды в фильме "Мечта"
Михаила Ромма. В эту роль Войцик будто вложила всю горечь сломанных и
несостоявшихся женских судеб… 1941-й год. "Мечта" снималась в канун
Великой Отечественной и была закончена в ночь на 22 июня. Безысходность и
печальная интонация фильма оказались не ко времени, поэтому картина вышла на
экраны уже позже. "О чём мечтаешь всей душой, когда не спишь по ночам?"
- "Чтобы накопить денег и выйти замуж…" Доходный дом Розы Скороход под названием
"Мечта", - где-то в западно-украинском городе на излёте 30-х годов, - это жизнь,
лишённая света. Здесь каждый, как может, борется с нищетой. Как молитву,
повторяет пани Ванда текст составленного ею объявления: "Страстная красавица с
бархатной кожей… ждёт своего избавителя…" И вот – долгожданный "избавитель":
"Любовь есть чувство возвышенное! Как пани Ванда содержит свой капитал?!" - "В
сундуке". Перед зрителем – женщина на грани нервного срыва, героиня "в
ожидании Годо". Драма чувств разворачивается медленно, еле-еле тянутся серые
будни и события. Всё взрывается в один момент, и несчастье задевает каждого: "Вы
обманули меня! Где голубой бьюик?!!" Михаил Ромм собрал в картине
блистательный актёрский ансамбль: Фаина Раневская, Михаил Астангов, Ростислав
Плятт. Ада Войцик заняла здесь особое место. Лишь к её героине снисходительна
грозная хозяйка меблированных комнат, мадам Роза Скороход. Пани Ванда
добровольно уходит из жизни, отчаявшись хоть как-то сложить свою личную судьбу.
Голубой бьюик остаётся мечтой из другого мира, смешной и недостижимой. В те
времена мечтать о материальных ценностях вообще считалось делом неприличным -
воплощение мещанства и низости интересов. Это не американский кинематограф, в
котором Золушки к концу фильма ездят с принцами на каретах или на шикарных авто.
Ромм старался не снимать костюмных лже-водевилей, при первой возможности уходил
в глубины психологического реализма. Во время войны Ада Войцик снялась в
картине "Жила-была девочка". Это ещё одна картина, полная трагизма. Войцик играет маму одной из
девочек, которым предстоит выжить в блокадном Ленинграде. Её героиня тяжело
больна и почти не встаёт с кровати. Похожая роль у Ады Войцик и в фильме "Дело №
306". Актриса не говорит, а общается со зрителем глазами, взглядом, полным
мудрости, отчаяния и надежды. Такие роли словно становятся кармой этой сильной
женщины. Когда-то она играла в беспечных, лёгких картинах, с которых начинал
расти советский кинематограф, но уже позади и молодость, и беспечность… В
тридцать девять лет умирает сын Ады и Ивана Пырьева. Эрик получил режиссёрское образование, вращался среди "золотой молодежи", был
хорош собой. Но успех отца не повторил. Кто-то
говорил о слабом сердце, кто-то - о пристрастии к спиртному (кстати, Иван Пырьев
почти не пил - его мутило от бокала шампанского). А жена Эрика повесилась... Ада
Войцик сыграла почти в 30-ти
фильмах, нередко появляясь в кадре всего на несколько секунд. Несколько
эпизодических – и ни одной проходной роли. "Сорок первый"
заканчивается отчаянием. Марютка выполняет свой долг, и теряет близкого
человека. Сомнения и страх одолевают безупречного стрелка – ведь и она любила
помечтать и даже писала стихи: "Родненький мой! Что ж я наделала? Очнись,
болезный мой! Синегла-азенький!" И даже автор повести сообщает, что он слагает с
себя ответственность за подобную развязку. Умерла Ада Войцик
2 сентября 1982 г. в Москве в возрасте 77 лет.
Фильмография:
1. Расплата - 1926 2. Булат-Батыр - 1927 3.
Сорок
первый - 1927 - Марютка 4. Дом на Трубной - 1928 5.
Кукла с миллионами - 1928 6. Весёлая
канарейка - 1929 7. Ненависть - 1930 8. Конвейер смерти - 1933 9.
Партийный
билет - 1936 - Анна 10. Семья Оппенгейм - 1938 11.
Мечта - 1941 -
Ванда 12. Убицы выходят на дорогу - 1942 13. Жила-была девочка - 1944 14.
Иван
Грозный - 1945 - Елена Глинская 15. Корабли штурмуют бастионы - 1953
- леди Гамильтон 16. Пути и судьбы - 1955 - Мария Васильевна 17.
Сын
- 1955 18. Дело №306 - 1956 - Некрасова 19. Моя дочь - 1956 20.
Призвание
- 1956 - Мария Павловна 21. Разные судьбы - 1956 - Морозова 22.
Рождённые
бурей - 1957 23. Сампо - 1958 24. Солдатское сердце - 1958
- Анна Крышко 25.
Колыбельная
- 1960 26. Девять дней одного года - 1961 27. Вызываем огонь на себя
- 1963 28. Вся королевская рать - 1971
Использованные материалы:
Сайт канала "Культура" (Дарья Редькина
"Шедевры старого кино. К столетию со дня рождения Ады
Войцик", http://www.tvkultura.ru/news.html?id=54800&cid=4) Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии
с сайтов канала "Культура", "Советский экран"
и из архива автора.
|